-->
Четверг, 18 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Валькирия» с риском для жизни

29 Апреля, 2011, Майя Прицкер

Сцена из спектакля «Die Walkure» в Metropolitan Opera

Сцена из спектакля «Die Walküre» в Metropolitan Opera

Когда Вагнер строил театр в Байрейте для своего «Кольца нибелунга», он мечтал, чтобы публику ничто не отвлекало от музыки и действия. Новая постановка «Валькирии» («Die Walküre»), второй части «Кольца», начавшая только что жизнь на сцене Метрополитен-оперы, этим мечтам осуществиться помогает мало. 

Построенная канадским режиссером Робертом Лепажем и его командой «машина» - основной элемент оформления, состоящий из гигантских движущихся планок,  – скрипит и потрескивает, волшебный меч Нотунг, падая из рук Зигмунда, издает звук жестянки, а неудобная конструкция, по которой вынуждены иногда карабкаться певцы, создает ненужную напряженность - и в движениях певцов, и в сердцах зрителей: упадет или не упадет? Дебора Войт и впрямь упала на первом представлении. Просто не Вагнер, а Spider-Man какой-то!

Тем не менее, по сравнению с первой частью, «Золотом Рейна», новая постановка кажется более органичной и театрально убедительной. Наверное, шквал критики, обрушившийся на Мет и Лепажа, заставил его повнимательней отнестись к монументальной и чрезвычайно ответственной задаче воплощения легендарной тетралогии. Ведь у «Кольца» - миллионы фанатичных поклонников во всем мире, многие путешествуют из страны в страну, не пропуская ни одной новой постановки. А постановок становится все больше, и современная технология делает их все более интересными. Кстати, несмотря на безумно дорогие билеты, зал Мет был переполнен и все следующие спектакли уже распроданы (хотя довольно много билетов продавалось с рук – за какую цену, не знаю).

Сцена из спектакля «Die Walkure» в Metropolitan Opera
Сцена из спектакля «Die Walküre» в Metropolitan Opera

«Валькирия» - самая личная, лирическая, «семейная»  часть цикла. В ней много любви, психологических проблем и прозрений и роскошной музыки. Она начинается встречей Зигмунда и Зеглинды (Йонас Кафман и Ева-Мария Вестброк – стройные, красивые, с мощными вагнеровскими голосами), разлученных в детстве детей-близнецов бога Вотана и земной женщины, между которыми вспыхивает любовь. Муж Зеглинды Хундинг (прекрасный немецкий бас Ханс-Питер Кениг, к сожалению, слишком добродушный на вид, похожий на Деда Мороза, что противоречит злобной музыке и дикой натуре персонажа) собирается Зигмунда убить. Но тот находит волшебный меч Нотунг, который когда-то оставил ему, для самой опасной минуты, его отец, и верит, что меч его спасет. 

Однако ревнивая жена Вотана Фрика (Стефани Блит, с огромным телом и таким же огромным голосом) требует  смерти нарушивших все семейные законы потомков Вотана (инцест и супружеская измена) и добивается своего. Вотан (великолепный Брин Терфель «выдает» здесь целые эпизоды красивейшего пения, но тембр его бас-баритона слишком светел для этой роли) «дает слабину» и соглашается лишить Зигмунда магической поддержки. Но перед этим делится своими переживаниями с любимой дочерью – валькирией Брунгильдой (Дебора Войт  хорошо смотрится на сцене в своем отливающем металлом костюме и еще лучше – на рекламных плакатах, но в вокальном отношении она самое слабое звено: ее сильно утончившийся со времен ушивания желудка голос вибрирует и фальшивит и просто неприятно-визглив). Брунгильда следует не указаниям отца, а его чувствам и пытается спасти Зигмунда, а когда разъяренный Вотан все же ломает волшебный меч, обрекая Зигмунда на смерть, Брунгильда спасает Зеглинду, уже беременную Зигфридом, героем следующих двух частей оперы. 

Сцена из спектакля «Die Walkure» в Metropolitan Opera
Сцена из спектакля «Die Walküre» в Metropolitan Opera

Ослушавшаяся дочь дожна быть наказана. По воле Вотана она уже не валькирия, всадница, приносящая погибших героев в небесную Валгаллу, а простая женщина. Но в прощальной сцене ей удается убедить отца, что земная Брунгильда не может достаться первому встречному – ее должен найти настоящий герой. Вот почему Вотан окружает скалу с погруженной в волшебный сон дочерью стеной огня.  

Опера Вагнера – собрание мифов и сама – великий миф, полный символов и растворенный в живой природе. Постановщикам иногда удается создать при помощи своей «машины» и кинопроекций  отличные визуальные эффекты: гигантская заснеженная гора в конце, древесные стволы, между которыми пробирается Зигмунд в начале, или движущиеся планки, напоминающиеся головы коней, на которых несутся навстречу нам валькирии. Жаль, что «машина» скрипит», а оркестр Мет под управлением Джеймса Левайна нередко играет довольно бледно, как будто боится заглушить певцов. 

Сцена из спектакля «Die Walkure» в Metropolitan Opera
Сцена из спектакля «Die Walküre» в Metropolitan Opera

Спектакль идет до 14 мая, причем последнее представление, днем 14 мая будет транслироваться в кинотеатры мира. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 11839

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости