Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 05.03Михаил Барышников посетил гала-концерт балетной труппы New York City Ballet
- 04.30В Нью-Йорке выходит спектакль 'OCTOBER 7' по свидетельствам жертв ХАМАСа
- 02.28Netflix продюсирует бродвейское шоу о Путине и Березовском
- 12.03«Наш класс» – спектакль о правде, которую трудно принять. Новая постановка знаменитой пьесы о Холокосте в BAM
- 09.12Метрополитен-опера и Линкольн-центр создают оперу об украинских детях, вывезенных в Россию
«Записки сумасшедшего» или «На арене - Джеффри Раш»?
21 Февраля, 2011, Майя Прицкер
Джеффери Раш в инсценировке «Записок сумасшедшего» (The Diary of a Madman). Фото с сайта broadwayworld.com
Если вы хотите убедиться в том, что Джеффери Раш (Geoffrey Rush), номинированный на «Оскара» за роль в фильме «The King’s Speech» (один «Оскар» у него уже есть) – виртуоз актерского дела, с огромным диапазоном подвластных ему трюков и ужимок, с невероятно подвижным лицом и выразительными, паукообразными руками, идите за билетами – если еще что-то осталось - в БАМ (Brooklyn Academy of Music, Harvey Theater), где до 12 марта он играет в инсценировке «Записок сумасшедшего» (The Diary of a Madman).
Только забудьте о Гоголе и его повести и о рассказанной в ней истории сползающего в безумие, но не убитого сознания. Гоголевские «Записки» -- монолог задавленного унижениями, раболепием, одиночеством, нищетой, бессмысленной службой, мелкого чиновника, наблюдательного, чувствительного и... убегающего от ужаса реальности в свои все более странные фантазии. Да, они могут быть смешны (как и вполне конкретные наблюдения и оценки, вложенные Гоголем в слова Поприщина), но это «смех сквозь слезы», и нормальный человек не может не испытывать боль за убитую душу Поприщина.
Для того, чтобы понять это, не обязательно знать российскую историю и литературу. Достаточно внимательно читать текст и обладать способностью к состраданию.
Судя по комментарию в программке, режиссер спектакля, австралиец Нил Армсфельд и его соавторы по адаптации – сам Джеффри Раш и Дэвид Холман, про боль и трагизм повести были наслышаны. Но когда 22 года назад они впервые сделали «Записки», им намного больше нравилась клоунада. Сейчас они вернулись к этой постановке, но признаков «повзросления» (то есть большей сложности и многослойности в воплощении текста и характеров) не проявилось.
Джеффери Раш в инсценировке «Записок сумасшедшего» (The Diary of a Madman). Фото с сайта broadwayworld.com
Да, дурачиться и кривляться, носиться по сцене в развевающемся то ли халате, то ли сюртуке, налепив на голову смешной рыжий парик и покрыв веки ярко-зеленым гримом, как это делает Раш, с самого начала изображая Поприщина идиотом с манией величия, куда легче, чем держать внимание публики минимумом внешних эффектов и максимумом внутренней правды, человечности и понимания.
Но актер, еще более подстегиваемый смехом публики, явно работает «в зал», как настоящий клоун замирая в нелепых позах или после особенно «смачной», на его взгляд, шутки. Он прямо обращается к публике, как комик перед микрофоном в каком-нибудь клубе или клоун на цирковой арене, и «выдаивает» смех даже там, где его нет.
Для пущего развлечения, авторы превратили Мавру (пару раз мельком поминаемую в тексте) в ни слова не понимающую, но нечеловечески крикливую и нелепую служанку-финку по имени Туови (воспользовались словом «чухонка»), добавив несколько ненужных комических диалогов между ней и Поприщиным и сентиментальную линию привязанности Марфы к хозяину. Дочь Начальника, которая в повести – некое эфемерное, ангельское видение, тоже превратили в карикатуру. Два музыканта, импровизирующих на темы Мусоргского (даже песенку Юродивого в конце цитируют), увы, атмосферы не меняют.
Результат? Чувство неловкости: нехорошо смеяться над больным (не зря жестокое «умалишенный» или «сумасшедший» заменили на «душевно больной»). И невозможность при такой интерпретации проникнуться к Поприщину ни жалостью, ни симпатией, так что душераздирающие заключительные эпизоды в сумасшедшем доме вызываеют не трагическое потрясение, а желание убежать от этого -теперь уже совсем не смешного - клоуна.
Джеффери Раш в инсценировке «Записок сумасшедшего» (The Diary of a Madman). Фото с сайта broadwayworld.com
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев