Пятница, 4 Декабря 2020

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Событие сезона: «Ричард III» Спейси и Мендеса

18 Января, 2012, Автор: Майя Прицкер

Кевин Спейси в спектакле «Ричард III»  в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки

Кевин Спейси в спектакле «Ричард III» в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки. Фото с сайта boneaubryanbrown.com

Постановка исторической хроники Шекспира «Ричард III» в Бруклинской академии музыки будет идти до 4 марта. Кевин Спейси играет роль злодея Ричарда с такой интенсивностью, что за него становится страшно: дотянет ли до конца показа? 

Успех любой постановки шекспировского «Ричарда III» может держаться на одном актере, особенно если это Кевин Спейси. Успех того спектакля, который поставил с Кевином Спейси в главной роли Сэм Мендес, держится и на других элементах. Прежде всего, он очень современен. Дело не только в элегантных костюмах (блистательная работа Катрин Зюбер), гриме или кадрах кинохроники, с самого начала переносящих нас в 20-е годы прошлого века -- время, когда, как и во времена, описанные в «Ричарде III» Шекспиром, Англия очнулась после кровопролитной войны, еще не ведая, что впереди -- другая. 

Дело в темпе и контексте. Лишь в  конце стремительный темп представления спадает. Вина тут не только постановщиков, но и Шекспира, поместившего в последние сцены, в традициях своего времени слишком много морализующих речей и мелодраматических объяснений, которые останавливают действие. Но до этого режиссер блестяще использует кинопроекции и свет, и как во многих сегодняшних «полицейских»  телесериалах, дает каждому эпизоду заголовок. Большие неоновые буквы образуют на одной из стен, окружающих сцену, либо название места действия, либо, чаще, имя очередной жертвы, на которую главный герой устремит свой взор и действия: Анна, Эдвард, Маргарет, Королева, народ... Вся хроника – череда убийств и предательств, совершаемых Ричардом, герцогом Глостерским, на пути к вожделенной и абсолютной власти. 

Кевин Спейси в спектакле «Ричард III»  в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки.
Кевин Спейси в спектакле «Ричард III»  в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки.  Фото с сайта stagenoise.com

В центре спектакля -- поразительный эпизод. Уничтожив все препятствия, убрав со своего пути к короне почти десяток родственников, Ричард уже почти на троне. Но «народ безмолствует». И тогда в ход идет очередная манипуляция. На авансцене, с микрофоном в руке, глядя в зал,  Герцог Букингемский (в блистательной интерпретации Чака Ивуджи) ведет свою агитацию, напоминая одновременно проповедника, телеведущего и опытного лидера избирательной кампании, бесстыдно рекламирующего выдающиеся моральные качества своего босса. А на заднике, над сценой – большой экран, на котором  – Ричард, удалившийся в собор для молитвы, смиренно отказывается от власти. Он смотрит нам прямо в глаза и говорит так искренне, тепло... О, этот неподражаемый взгляд, искренний и лживый одновременно, которому нельзя не верить, но и верить невозможно, ускользающий от определения – только Кевин Спейси обладает таким, и Мендес обыгрывает этот дар так, что мы немедленно вспоминаем все избирательные кампании, которые видели по телевизору, и всех деятелей, лгущих , глядя на нас с экрана вот такими же прозрачными невинными глазами... 

Мендес работал с Кевином Спейси  над «American Beauty» (принесшим тому его второго «Оскара»). Он утверждает, что актер создан для роли Ричарда III. И это так. В первой же сцене актер «выстреливает» свой знаменитый монолог «Зима тревоги нашей» (точнее, конечно, «досады») с ошеломляющей виртуозностью и феноменальным богатством красок. Этот хромой горбун с протезом на вывернутой вовнутрь ноге, как будто только что очнувшийся после буйной вечеринки (на сцене – бумажная корона, в руке – игрушка-дудка), почти красив, даже изящен в упоении своим умом, своим даром предвидеть, манипулировать, лицемерить, видеть людей насквозь, соблазнять и... ненавидеть. Он полон горечи, он обижен на мир и родных – за свое уродство, за отсуствие любви, за положение младшего, последнего на лестнице  к власти. Смешивая кипящие внутри страсти с лишенной всякого пафоса и театральщины обыденной, часто ироничной интонацией, Спейси делает Ричарда сегодняшим, почти объяснимым. Не вселенский злодей, каких свет не видывал, а... один из нас. От этого становится еще страшней.

Кевин Спейси в спектакле «Ричард III»  в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки.
Кевин Спейси в спектакле «Ричард III»  в постановке Сэма Мендеса в Бруклинской академии музыки.  Фото с сайта bam.org

Его партнеры, конечно, ему уступают. Но в пьесе несколько очень важных женских ролей, и некоторые из них сыграны превосходно, прежде всего роль королевы Маргарет, чей муж и сын убиты Ричардом еще до начала действия, и которая с самого начала становится главным противником и обвинителем Ричарда.  Джемма Джонс в этой роли похожа на  привидение, – в бесформенных, запыленных одеждах, картонной короне поверх седых косм, с небрежно накрашенными губами, она рассыпает проклятья и рисует кресты на дверях, которых становится все больше – по мере того, как растет число жертв Ричарда... 

Спектакль с июня гастролировал по миру. Нью-Йорк, увы, последняя остановка. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 9964

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости