Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 02.28Netflix продюсирует бродвейское шоу о Путине и Березовском
- 12.03«Наш класс» – спектакль о правде, которую трудно принять. Новая постановка знаменитой пьесы о Холокосте в BAM
- 09.12Метрополитен-опера и Линкольн-центр создают оперу об украинских детях, вывезенных в Россию
- 09.04Ах, эти страсти по Бодлеру. Театральное действие из жизни французского классика в Нью-Йорке
- 04.20Нью-йоркский театр «Диалог» oтмечает 20-летний юбилей
Монодрамы в Сити-опере. Главное – заполнить сцену!
31 Марта, 2011, Майя Прицкер
Сцена из оперы Мортона Фелдмана «Neither». Фото Carol Rosegg
Сити-опера Нью-Йорка всегда старалась отличаться от Метрополитен-оперы: приглашать молодых певцов, предлагать нетрадиционный репертуар, новые произведения и смелые постановки. Спектакль «Monodramas», который сейчас идет на этой сцене вперемежку с «Любовным напитком» Доницетти, кажется прямым подтверждением этой политики. Вопрос, насколько успешным?
Судя по тому, что на премьере к кассе вилась такая длинная очередь, что в фойе было не протолкнуться, и спектакль пришлось задержать минут на 20, чтобы все успели получить билеты и занять места, успех был большой. Еще одно «очко» - сравнительно молодая аудитория, по крайней мере для оперы (моя 35-летняя приятельница-режиссер, глядя на хиповую толпу, заполнившую почти до отказа зал, заявила, что по ее меркам народ не такой уж молодой; видно она давно не была в Метрополитен-опере).
Впрочем, не забудем, что речь идет о премьере, где часть билетов раздается бесплатно – друзьям, родным и прессе, а также о том, что на «Monodramas» все билеты были фантастически дешевы – некоторые по 12.50!
И все же, кроме дешевизны, у зрителей было немало причин, чтобы пойти на спектакль. Первая – с нее спектакль и начался – новая 10-минутная композиция Джона Цорна, звезды даунтаунского авангарда, саксофониста, общественного деятеля и композитора. Оперой ее не назовешь. La Machine de l’être (в переводе -- «Машина бытия») – это 10-минутный нервный, «пуантилистический» вокализ без слов для сопрано (Э.Комси) и оркестра, вдохновленный рисунками французского сюрреалиста Антонина Арто, сделанными художником в доме для душевнобольных, незадолго до смерти.
Эну Комси в опере Джона Цорна «La Machine de l’être». Фото Carol Rosegg
Постановщик и этой монодрамы, и всего спектакля Майкл Каунтс – не столько режиссер, сколько художник, скульптор, дизайнер, и весь спектакль напоминает некую «концептуальную» инсталляцию – правда, с неясной концепцией. Сначала мы видим (перед занавесом) модную неподвижную пару в модных брючных, в обтяжку костюмах. Когда занавес открывается, они идут вглубь сцены, к одетым в нечто вроде паранджи фигурам, и начинают разматывать одежды то на одной, то на другой, словно пытаются за оболочкой обнаружить некую суть. В одном случае обнаруживается молодой человек в красном, в другом – девушка в мини. Потом на певицей «выпрыгивает» эллиптический экран, на котором показывают анимированные рисунки Арто. Последний – его автопортрет с гигантскими глазами. В конце экран вместе с рисунком вспыхивает настоящим огнем и сгорает.
Потом занавес закрылся, откуда-то пошел стрекот цикад, шорох леса и на другом экране стали сменяться очень красивые образы разных времен года. Знакомая парочка снова начала снимать черные одеяния с фигур, но на этот раз за ними оказались женщины в длинных белых платьях, в них было нечто неоклассическое. Открылся занавес, сверху посыпались красные листья, и одна из женщин в белом запела – началась вторая монодрама, «Ожидание» Арнольда Шенберга (1909).
Кара Томсон в опере Арнольда Шенберга «Ожидание». Фото Carol Rosegg
Солистка опять была прекрасная - К.Томсон, оркестр играл просто волшебно (дир. Джордж Манахэн), но это была настоящая опера – с фрейдистским сюжетом (хотя мы так и не узнаем, реальны ли события или это некий кошмарный сон) и слова, полные многозначности и психологической глубины. Увы, то, что происходило на сцене, скорее всего, призвано было просто «занять» публику – какая-то необязательная, ложно многозначительная суета.
Еще хуже – в третьей опере, «Neither» (1977). Единственная опера Мортона Фелдмана на единственное либретто Сэмюэла Беккета – это философская поэма о сути бытия, пронизанная чувством одиночества, потерянности, сомнений. Но сцена напоминала фойе шикарного сверхмодернового отеля или переливающийся психеделическими красками диско-бар, где толпились (в ожидании коктейля?) стройные юноши и девушки все в тех же (см. Начало) модных, в обтяжку, «двойках». Солистка (С.Сиден) в вечернем платье совершала некие телодвижения, но мучения «богатой бедняжки», несмотря на замечательную музыку Фелдмана, не волновали нисколечко, а бесконечные слепящие блестки, абсолютно чуждые музыке и тексту, раздражали.
Впрочем, видимо, не всех: публика устроила исполнителям и режиссеру овацию.
Синдия Сиден в опере Мортона Фелдмана «Neither». Фото Carol Rosegg
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев