Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 05.03Михаил Барышников посетил гала-концерт балетной труппы New York City Ballet
- 04.30В Нью-Йорке выходит спектакль 'OCTOBER 7' по свидетельствам жертв ХАМАСа
- 02.28Netflix продюсирует бродвейское шоу о Путине и Березовском
- 12.03«Наш класс» – спектакль о правде, которую трудно принять. Новая постановка знаменитой пьесы о Холокосте в BAM
- 09.12Метрополитен-опера и Линкольн-центр создают оперу об украинских детях, вывезенных в Россию
Прерванный рай на театральных подмостках Линкольн-центра. ФОТО
14 Июля, 2016, Вадим Халдей
Сцена из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Определить этот проект, открывающий нынешний летний ежегодный фестиваль в Линкольн-центре, очень непросто. Официально – это динамическая художественно-оперная инсталляция под названием «Paradise Interrupted», что на русский язык можно перевести как «Преравнный рай». Определение чересчур громоздкое, но помочь зрителю в этом разобраться – благое дело.
Сцена из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya). |
Главной движущей силой этого проекта является китайская художница Дженнифер Уэн Ма. Она же, совместно с композитором Хуанг Руо и звездой спектакля, сопрано Тьянг Йи, работала над либретто. Она же и режиссировала сценическое действо. Вся эта группа – современные космополиты, получившие образование и на Востоке, и на Западе. Все они – естественные участники развития мировой культуры. Главное, все они свободны от кастового подхода, то есть они не делят действительность на свое и чужое. Они – интеллектуалы с солидным багажом как художественных, так и философских концепций. Это позволяет им поразительно членораздельно мыслить, развивать и излагать идеи.
Четыре года назад в Пекине проходило открытие инсталляции Дженнифер Ма. Эта работа представляла собой шесть тонн цветов, окрашенных черной китайской тушью, и обрушивавшихся из-под потолка мощными потоками. Часть из них были подвешенны чашечками вверх, часть вниз, и все вместе было очень неожиданно и эмоционально. На открытии признанная звезда китайской оперы Тьянг Йи спела отрывок из классической оперы-кун «Павильон пионов» (эпизода сна).
Теперь художница вспоминает, насколько мощным было ощущение театральности в странном сочетании её творения с оперой-кун. Возникла новая идея инсталляции, динамически меняющейся в процессе театрального действия. Основой её должны были стать вырезанные из тончайшей японской бумаги цветы, целый сад цветов. Окрашенные в черный и белый цвета, они бы заполняли собой сюрреалистическую ткань спектакля. При этом задача была куда амбициозней, чем еще одна постановка «Павильона пионов» с новым оформлением. В планах было создание новой театральной формы, органично выраставшей из мироощущения группы серьезных художников.
Сцены из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сначала была вcтреча в Токио в бразильском ресторане. Дженнифер Ма представила уже сложившуюся визуальную концепцию. Тьянг Йи мечтала участвовать в работе над либретто, поскольку узнала в героине себя, только совсем юную. После успеха премьеры «Павильона пионов» в Нью-Йорке на Фестивале в Линкольн центре 1999-го года, она задумалась об изменениях в собственной жизни. А Хуанг Руо строил планы создания принципиально нового современного музыкального стиля.
Потом начался необычный процесс, особенно, если сравнивать с классическим производством оперы-кун. В этой традиции существует наработанный канон из несколких сотен признанных мелодий. Автор отбирает нужные ему по замыслу из набора прототипов. Потом приступает к сочинению стихов, соответствующих выбранному. Ну, а дальше, как обычно – для очередной постановки художник-режиссер планирует оформление в соответствии со своим видением.
Сцены из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Тут же все было по-другому. Всё начиналось с новых визуальных наработок художницы. Потом она совместно с композитором и певицей продвигали сюжет. Композитор с певицей наращивали музыкальную ткань. И цикл продолжался.
В первоначальных планах на сцене присутствовала только героиня – сопрано традиционной оперы-кун. Это – женщина в поиске недостижимого идеала, ведомая собственным голосом. Она же и Ду Льянг из «Павильона пионов» – классического китайского мифа эпохи династии Минг. Она – и Ева из «Утраченного рая» Джона Мильтона, английского поэта XVII века. Она только что проснулась, ее только что изгнали из Рая за то, что она попробовала запретный плод. У этой женщины уже есть жизненный опыт, но ее только что лишили привычных утопических идеалов. Что же ей делать в этой ситуации? Перед нею психологическое путешествие. На пути к себе самой она сможет заново найти потерянное, узнать себя.
Сцены из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Однако, поскольку героиня все же вступает во взаимоотношения с окружающим, возникла идея добавить еще четырех персонажей – четыре элемента. Они в некотором смысле соответствуют знакомым нам четырем элементам – воздуху, пламени, воде и земле, но не настолько буквально. А поскольку они – персонажи иных миров, исполняют их четыре мужских оперных голоса, от бас-баритона до контртенора. Они создают звуковую стену вокруг героини и резко контрастны ей. Героиня, практически, их не замечает, поскольку ее миру они не принадлежат, поэтому и тип голосов, и характер музыки и пения совершенно различны. Они создают некий невидимый периметр вокруг нее, но не являются конкретными действующими лицами. Скорее – греческим хором.
Результат этого замысла поразителен. То, как естественны ансамбли, сочетающие сопрано стиля кун и привычные нам мужские голоса, наглядно иллюстрирует подход, описанный чуть ранее. Будучи азиатом и по историческим корням, и по географическому месту рождения, я много раз наблюдал, как восточные композиторы пытались инкрустировать восточную музыку, вводя ее в канон европейской, скажем, сонатной формы. Как правило, результат целостным не выходил.
Сцены из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Композитор Хуанг Руо, не пытаясь соединить разнородное, с нуля строит гармонии, вырастающие из традиционных и современных звуковых компонентов. Да, это очень современная музыка, соответствующая современному образу мысли, и контрастна настолько же, как и современная реальность. Так что, если вас волнуют работы Арво Пярта, Тору Такемицу, Гия Канчели, Эрика Сати или Шандора Лигети, то идти надо непременно – впечатления незабываемые.
Важным является и то, что все на сцене повинуется голосу героини. Он не только ведет ее в поиске идеала. Он управляет и четырьмя элементами. Он движет черно-белым садом. Кроме самого сада в оформлении сцены присутствуют видеоэффекты. И их появление, движение и исчезновение тоже контролируются голосом героини.
Сцены из миниатюры «Paradise Interrupted». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Он же поведет и зрителя, если ему не сопротивляться, в волшебное путешествие. Ради таких путешествий, собственно, мы и ходим в театр.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев