Пятница, 10 Апреля 2020

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Парижская» Жизель на фестивале в Линкольн-центре. ФОТО

24 Июля, 2012, Вадим Халдей

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).


Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Все, что связанно с балетом Жизель – необыкновенно: и история его, и жизни людей, непосредственно связанных с ним, и даже зрители, кому посчастливилось побывать на хороших исполнениях, после этого жили как-то иначе. А уж для компании Paris Opera Ballet – Жизель это часть судьбы.

Это на их сцене 28-го июня 1841 года состоялась премьера в хореографии Коралли и Перо балета «Giselle, ou les Wilis». Это их исполнение принесло балету такой успех, что по истечении года-двух каждый серьезный театр Европы имел Жизель в своем репертуаре. И всего через 26 лет, он оттуда исчез. Почему?

Исключением явились русские театры, где балет продолжал идти, но уже в редакции Мариуса Петипа. В 1910-ом году, антреприза Дягилева Ballets Russes привезла Жизель на ту самую сцену, где проходила премьера балета, в редакции Петипа и костюмах и декорациях Александра Бенуа. Все постановки, что мы видим с тех пор, в большей или меньшей степени повторяют эту редакцию и то же оформление.

В спектаклях Ballets Russes партию Жизели танцевали великие балерины: Павлова и Карсавина. Но все же роль девушки, не пережившей оскорбления от любимого человека, но сохранившей всю силу любви к нему, связывают не с их именами.

В 1916-ом году в труппе Дягилева появилось новое имя. Молодая балерина Ольга Спесивцева выделялась среди остальных явной предрасположенностью к трагическому в судьбе.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Она родилась в многодетной семье оперного певца, вскоре умершего от туберкулеза. Семья осталась абсолютно без средств. Просто невозможно понять, каким образом одна из самых прославленных балерин ХХ века, с феноменальным признанием и славой, занимавшая высокие позиции в крупнейших театрах, регулярно оказывалась именно в этом положении. Все-таки, чтобы быть финансово успешным, необходимо этого сильно хотеть, а Спесивцеву этот аспект жизни не занимал абсолютно. Тогда же, в детстве это оказалось важным толчком, поскольку матери пришлось определить троих детей в детский приют при доме ветеранов сцены в Петербурге. Оттуда они попали в театральное училище, а после него – в труппу Мариинского.

Глупо предполагать, что Спесивцева могла задержаться в кордебалете. Взлет ее был заслуженно стремительным. А в шестнадцатом она уже гастролировала в Америке и танцевала с Вацлавом Нижинским, величайшим партнером, но в то время находившимся уже на грани безумия. Так начиналась ее жизнь.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Она родилась в многодетной семье оперного певца, вскоре умершего от туберкулеза. Семья осталась абсолютно без средств. Просто невозможно понять, каким образом одна из самых прославленных балерин ХХ века, с феноменальным признанием и славой, занимавшая высокие позиции в крупнейших театрах, регулярно оказывалась именно в этом положении. Все-таки, чтобы быть финансово успешным, необходимо этого сильно хотеть, а Спесивцеву этот аспект жизни не занимал абсолютно. Тогда же, в детстве это оказалось важным толчком, поскольку матери пришлось определить троих детей в детский приют при доме ветеранов сцены в Петербурге. Оттуда они попали в театральное училище, а после него – в труппу Мариинского.
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В Петрограде славе ее как балерины не уступал восторг перед ее женской красотой. У нее были тьмы поклонников, но она выбрала из них «чекиста». Это такой пикантный момент жизни Спесивцевой, и тут любят наводить туману. Чтобы его как-то рассеять достаточно прояснить, что это был не «простой чекист», а управляющий делами Петроградского совета. 

Борис Каплун, был человеком высокообразованным, дружил с Гумилевым, Белым, Мейерхольдом, Замятиным, Анненковым, Чуковским... Он спас от закрытия Мариинский, от смерти – Андрея Белого, приложил немало усилий, чтобы спасти и Гумилева, но не сумел. С другой стороны, он к примеру руководил проектом постройки первого петербургского крематория. Зима девятнадцатого года было по-настоящему страшной: дикий голод, пронизывающий холод, отсутствие лекарств привели к высокой смертности, а хоронить людей было некому. Во избежании эпидемий был принят декрет о строительстве крематория. В целях разъяснения населению идеи огненного погребения Каплун призвал виднейших художников: Бенуа, Билибина... На торжественной церемонии открытия Спесивцевой пришлось выбирать в морге первый труп для апробирования нового оборудования. Когда ей для роли Жизели захотелось получше разобраться в эмоциях душевно-больных, он возил ее по психиатрическим клиникам.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Наверное, совместная жизнь с крупным партийным функционером гарантировала некий бытовой комфорт, что в те годы спасало от верной смерти, но угрызения совести и страх преследования не оставляли Спесивцеву до конца жизни.

Дебют ее в Жизели в девятнадцатом году был событием в мире балета, но именно тогда она внесла в образ героини такую безысходность и обреченность, какую мы теперь ждем от этой роли. 

Пережить это все для остро реагирующей натуры было сложно, у Спесивцевой открывается туберкулез, а с невозможностью работать приходит и меланхолия. В двадцать четвертом, с помощью Каплуна, Спесивцева получает отпуск для лечения в Италии и навсегда покидает Россию.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В Париже опять грандиозный успех – директор  Paris Opera Ballet  предлагает ей позицию примадонны или, как теперь говорят étoile, высшая позиция в театре. И в каком – первом театре мира! Она появляется на сцене в Жизели и... сводит с ума публику уже насмотревшуюся на Павлову и Карсавину. Никогда до того они не видели столько трагизма, столько обреченности, безысходности. В двадцать девятом в театр приходит Лифарь. Их дуэт становится просто легендарным. Но обреченность и безысходность это же не просто образ  Жизели. Это нутро актрисы, живущей по Гейне: тело  это клетка, душа – пленница в ней. Человеку, воспринимающему жизнь с угла зрения балетной сцены, не отделить театральной страсти от жизненной. 

Много спорят об отношении Спесивцевой к Лифарю. Нам никогда не понять, что это было за чувство. Сам Лифарь был настолько смятен этим шквалом, что предпочел не входить ни в какие отношения. Для Спесивцевой это оказалось настолько непереносимой травмой, что в тридцать втором она навсегда покидает сцену Palais Garnier.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В том же году – пожалй, самое громкое исполнение ею главной ее роли. В Лондоне Дягилев ангажирует ее на исполнение Жизели и Одетты-Одилии с молодым артистом Антоном Долиным, и вот теперь уже столица Великобритании у ее ног.

К сожалению, в жизни артиста, да не только, всегда есть высшая точка подъема, после которой, как правило, начинается спуск. Для Спесивцевой толчком  тому послужил уход русского балета от академических форм к экспрессионизму. Движение это полностью противоречило естеству актрисы, и она его так никогда и не приняла. Признанной безупречной балерине нечего было танцевать. Ее репертуар ушел, а она осталась, вот уже в который раз абсолютно одинокой и никому не нужной. Она пыталась танцевать у Фокина, отправилась на гастроль в Австралию с бывшей труппой Анны Павловой, но земля уходила из под ног, и там в Австралии уже серьезно проявились признаки тяжелого психического расстройства. Ее лечили, но не очень успешно, она сама признавалась, что роль Жизели постоянно затягивает ее в безумие.

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из спектакля «Жизель» в постановке балетной труппы Paris Opera Ballet. Фестиваль Линкольн-центра 2012. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Последний период своей жизни Спесивцева провела в Америке. Туда увез ее агент актрисы подальше от мрачной угрозы войны в Европе. Но там уже болезнь не давала ей работать, ей было не под силу станцевать партию, и закончилось все платной психиатрической клиникой. Но и этого было мало. Ее агент умирает через месяц и опять ничья и без средств она оказывается в сумасшедшем доме для неимущих. В нем она провела двадцать два страшных года. Но, как это ни странно, ее там удалось излечить, и Долину и другим ее друзьям удается перевести ее в пансионат для одиноких соотечественников, Толстовскую Ферму, открытую дочерью писателя Александрой. Спесивцева очень полюбила Толстую и прожила на Ферме до смерти в 96 лет.

Серьезность балетной компании определяется полнотой ее репертуара. Нельзя претендовать на уважение к себе без какого-то количества исполняемых академических балетов. В этом списке Лебединное Озеро и Жизель занимают главные места. Как танцевала ее Спесивцева можно судть по паре обрывков кинолент и массе восторженных отзывов. Но и тех нескольких минут хроники достаточно, чтобы оценить ее уникальность и неповторимость. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 6552

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости