Пятница, 4 Декабря 2020

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Серебрянный кубок» О’Кейси – первое разочарование фестиваля в Линкольн-центре. ФОТО

12 Августа, 2011, Вадим Халдей

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Честно говоря, когда только появилась программа фестиваля в Линкольн-центре, самые большие надежды возлагались именно на дублинский театр. И так случилось, что они самым катастрофическим образом провалились. И очень хотелось бы понять, почему. Но для начала, почему же было так много надежд?

На фоне фестивального репертуара в целом – ирландские театры до сих пор выступали весьма устойчиво и достойно. Солидные традиции, базирующиеся на паре веков ярчайшей в мировой литературе ирландской драматургии, – есть чему вызывать доверие. 

И история фестиваля самым прямым образом связана с различными мини-фестивалями ирландских драматургов. Уже на первом из них в 1996 году показали полную ретроспективу девятнадцати пьес Беккета в исполнении дублинского Gate Theatre. В 2006 году дублинский Druid Theatre под руководсвом его основательницы Гэрри Хайнс привозит программу Друид Синг – полный театральный канон Джона Миллингтона Синга. 2008 год – снова Gate Theatre, в этот раз с тремя моно-представлениями Беккета, не предназначенными для театра. Исполнители звездные – Рэйф Файнс, Барри МакГоверн и Лиам Нисон.  

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

И, наконец, в 2001 году, когда фестиваль в Линкольн-центре на четыре года раньше, чем Нобелевский комитет, чествовал англичанина Гарольда Пинтера, из трех театров, представивших девять пьес будущего лауреата, два –Royal Court и Almeida – были лондонские, а третий, дублинский Gate, по общему мнению, утер британцам нос. И вот... 

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Тут, пожалуй, не обойтись без исторической параллели. В начале ХХ века дублинский Abbey Theatre поставил несколько остро социальных пьес начинающего нонконформиста Шона О’Кейси. Из них “Юнона и павлин” имела успех, а “Плуг и звезды” вызвала такую гневную реакцию публики, что основателю и руководителю театра, Нобелевскому лауреату У.Б. Йейтсу пришлось лично наводить порядок в зале. 

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Следующая пьеса “Серебрянный кубок”, авангардистская по форме и антимилитаристская по содержанию, Йейтсу не пришлась. Трагикомедия о катастрофическом воздействии Первой мировой войны на судьбы ирландского ниже среднего класса ему не импонировала (и тут я с нобелевцем согласен). Попытки экпрессионистского решения еще не были убедительны.  О’Кейси, увы, не Брехт. Йейтс пытался уговорить автора забрать ее на доработку, однако история вылилась в грандиозную перепалку в прессе и попортила участникам много крови. Так что в анналы пьеса вошла благодаря своей скандальной судьбе, а не литературным достоинствам. 

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Abbey Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Вернемся в нынешнее время. Мир ввязан в тройную войну. Народам всячески ее вменяют как Великую. Антивоенная тема снова актуальна. Просмотрите репертуар нью-йоркских театров. Постановки о Первой мировой следуют друг за другом, как вагоны метро. Дублинский Druid Theatre – кстати, Гэрри Хайнс в прошлом руководила и Abbey Theatre – готовит мировое турне с заездом к нам на LCF и выбирает как раз “Серебрянный кубок”. Все, как нельзя, продумано. Но какое это имеет отношение к искусству? Политичекая корректность – дурной критерий в художественном мире. С точки зрения эстетической, то, что было авангардным экспериментом в начале двадцатых прошлого века, само собой сейчас не актуально.

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Abbey Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Пьеса в четырех актах и каждый написан в своем стиле. Но это только прием. Параллельно на сцене разыгрываются жгучая болливудская мелодрама, водевиль, дуэт стариков-комиков еще из commedia buffa и резонерствующая политическая сатира. В пьесе довлеет антиклерикальная тема, при этом в финале нам назойливо напоминают, что в названии – не спортивный трофей, а христианский кубок, обращающий вино в кровь. 

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Abbey Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)
Сцены из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

И тут совершенно необходимо отметить, что ирландская труппа абсолютно компетентна и рассчитывали мы на нее не зря. В спектакле – великолепный темп, ныне отличающий только серьезных профессионалов. Представление удивительно зрелищно: и по режиссуре, и по оформлению. Актеров отличает крепкая школа. Так зачем же такая гора рожала мышь?

Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцена из спектакля «Серебрянный кубок» в постановке дублинского Druid Theatre, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

И, ради всего святого, не ставьте себе целью вникать в содержание – оно чрезвычайно эклектично. Кроме того, О’Кейси еще и написал пьесу на суровом англо-ирландском суржике. Исключая профессиональных критиков, аудитория вынуждена была признать, что понимала четыре слова из пяти. Нью-йоркский зритель могуч, он многое видал и многое выдержит, но хочется же знать, зачем. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 31043

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости