Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 05.03Михаил Барышников посетил гала-концерт балетной труппы New York City Ballet
- 04.30В Нью-Йорке выходит спектакль 'OCTOBER 7' по свидетельствам жертв ХАМАСа
- 02.28Netflix продюсирует бродвейское шоу о Путине и Березовском
- 12.03«Наш класс» – спектакль о правде, которую трудно принять. Новая постановка знаменитой пьесы о Холокосте в BAM
- 09.12Метрополитен-опера и Линкольн-центр создают оперу об украинских детях, вывезенных в Россию
Лепаж показал в БАМе сырого «Соловья»
3 Марта, 2011, Майя Прицкер
![Оперы Стравинского «Соловей» (The Nightingale and Other Short Fables) в постановке Роберта Лепажа в BAM](/images/articles/3632/454-292-The_Nightingale_and_Other_Short_Fables_in_BAM.jpg)
Сцена из оперы «The Nightingale and Other Short Fables» в BAM. Фото с сайта nytimes.com
Не будем винить во всем воду, до краев заполнившую оркестровую яму Brooklyn Academy of Music во время исполнения оперы Стравинского «Соловей» (The Nightingale and Other Short Fables). Ее присутствие украшает спектакль – особенно в самом начале, когда над водой стелются белоснежные хлопья пара, и картина, вместе с причудливо изогнутой сосной и золотым диском луны, напоминает китайскую живопись. И нежная песнь рыбака, с которой начинается и заканчивается опера, кажется еще нежнее от тихого плеска волн.
Но бедные солисты! Почти всю оперу они проводят по пояс в воде, исполняя очередную «задумку» изобретательного режиссера Роберта Лепажа. Задумка такая: каждая роль исполняется и человеком, и куклой, и певец служит кукловодом. Поскольку следующая идея режиссера состояла в том, чтобы почти все куклы плавали на маленьких лодках, то певцам и приходится стоять все время в воде. При этом и «живые» герои, и куклы одеты в роскошные, красочные, с золотом и апликациями китайские костюмы и щедро загримированы, из-за чего на сцене образуется чрезмерная пестрота, за которой даже не очень различишь движения марионеток.
Жалко не только певцов, но и музыку Стравинского, точнее – оркестровую партитуру, которую порой почти не было слышно. Лепаж то ли плохо понимает специфику оперы и акустики, то ли не принимает музыку в расчет (хотя уверяет в программке в обратном). Поместив на сцене оркестр (а куда еще, если оркестровая яма нужна для воды?), он поставил между оркестром и авансценой... два сплошных ряда неподвижного хора. Указания дирижера, стоявшего за хором, солисты и хористы, видели на телеэкранах, подвешенных к балкону (сегодня такое практикуется), но оркестр, как ни старался, победить звуковую преграду не смог и звучал, как под сурдинку.
Сцена из оперы «The Nightingale and Other Short Fables» в BAM. Фото с сайта nytimes.com
Напомню, что молодой Игорь Стравинский, начал сочинять «Соловья» (по сказке Ганса Христиана Андерсена) в 1908 году, еще в консерватории, где учился у Римского-Корсакова, у которого перенял любовь к оперному жанру, к сказке и к восточной экзотике. Но тут появился Дягилев, которому позарез нужна была партитура балета «Жар-птица», обещанного к очередному парижскому сезону и заказанного сначала Лядову, который по лености и медлительности даже и не начал сочинять ее. Дягилев передал заказ Стравинскому, балет в постановке Фокина имел гигантский успех, и за этим последовали еще два балета: «Петрушка» и «Весна священная». О «Соловье» вспомнили тогда, когда Дягилев, рассорившись с Фокиным, а потом расставшись и с Нижинским (из-за его внезапной женитьбы), остался практически без хореографа. Но парижскую публику надо было кормить новинками, так что Стравинский закончил «Соловья», а дягилев представил его как оперу-пантомиму, где певцы исполняли свои партии в яме, а на сцене происходящее изображали танцовщики.
Сцена из оперы «The Nightingale and Other Short Fables» в BAM. Фото с сайта nytimes.com
«The Nightingale and Other Short Fables» - короткая опера, меньше часа. Лепаж дополнил ее другими опусами Стравинского, которые связаны с «Соловьем» только тем, что это тоже сказки и что в центре их – всякая живность. В первом действии, которое начинается «Рэгтаймом» (в качестве увертюры, никакого впрочем отношения к последующему не имеющей), несколько певиц в русских костюмах исполняют «прибаутки», «Кошачьи колыбельные», «Две песни на сл. Бальмонта» (тоже в фольклорном духе) и «Байку про Лису». А на экране разыгрываются – в форме наивного театра теней иллюстрации к песням. Иллюстрации забавные – публика смеется, заглушая музыку.
Певцы – отличные (все, как и «Соловей» исполняется на русском языке, с очень хорошей дикцией, даже в скороговорке «Байки»). Особенно выделю баса Илью Банника (Император), и сопрано Ольгу Перетятко (Соловей), которая при этом еще и по-танцевальному пластична и грациозна в своей роли. Оба они поют и в первой части вечера. Инструментальная часть исполнения была послабее, без настоящего огня и размаха, которые здесь очень бы пригодились.
Сцена из оперы «The Nightingale and Other Short Fables» в BAM. Фото с сайта nytimes.com
Впрочем, я была на первом представлении - следующие вполне могут оказаться лучше "пропеченными". осталось всего три: 3, 4 и 6 марта.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев