Среда, 19 Декабря 2018

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Концентрические пути Томаса Адеса в хореографических координатах. ФОТО

23 Ноября, 2015, Вадим Халдей

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В Нью-Йорке только что закончился фестиваль «Белый свет» (White Light) –  самый молодой из всех фестивалей в Линкольн-центре. Ему всего лишь пять лет. Корень названия – в ставшем програмным высказывании одного из величайших наших современников, композитора А́рво Пярта: «Моя музыка, как белый свет, содержащий в себе все возможные цвета в природе. Для разделения и выявления их нужна призма – призма восприятия слушателя». Фестиваль недаром осенний. Он рассчитан на очень серьезную аудиторию: ей доверяют разделение и выявление всех нюансов и деталей предлагаемого им Белого света. Для этого необходима сосредоточенность. В футболке, шортах и шлепанцах – такого не добиться.

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Столь интеллектуальный фестиваль завершился программой современного балета на музыку композитора, несущего надежду на то, что мировая культура не станет жертвой потребительского общества. Даже чтобы произнести имя композитора –  Thomas Adès – правильно нужна учёная степень.  Акцент над последней гласной указывает на галльское его происхождение. В этом случае произносить его надо, как ТомА АдЭ. Но даже не пытайтесь искать его в такой транслитерации. Род его довольно давно живет в Англии, произносят его, и по-русски пишут либо, как Томас Адес, либо как Томас Эдис, выбирайте на свой вкус. Это чрезвычайно талантливый английский композитор, дирижер и пианист – тот самый редкий случай, когда юное дарование не распыляется в космосе жизни, а плавно переходит во взрослого Мастера. Творчество его стало известным четверть века назад. Он блестяще, с высшими акредитациями закончил несколько престижнейших английских университетов, и сразу же был признан равным среди лучших. Его стоит послушать.

Но финал фестиваля – не просто роскошный концерт классической музыки. Это еще и возможность для четырех современных балетмейстеров продемонстрировать, что может дать сочетание новейших образцов хореографического и композиторского мастерства. Итак, в программе четыре разных произведения, объединенных единой темой – движение в музыке. Попробуем разобраться с каждым из них по отдельности.

«Посторонний» (Outlier). Мини-спектакль поставлен известнейшим английским балетмейстером Уэйном МакГрегором на музыку скрипичного концерта Адеса "Концентрические пути" для нью-йоркского Сити балета.  Постановки МакГрегора идут в каждой уважающей себя балетной компании – от парижской Гранд Опера, Штутгардского балета, королевских балетов Великобритании и Дании, ньюйоркских Сити, Джофри и Элвин Айли,  до Большого и Мариинского театров. По словам автора, он искал вдохновения в минимализме архитектуры здания, теперь носящего название театр Дэвида Коча.

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из миниатюры «Outlier» в постановке Уэйна МакГрегора на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

«История жизни» (Life Story). Танцевальная зарисовка поставлена бывшей танцовщицей Мерса Каннингема, а ныне хореографом Кароль Армитаж на музыку ариетты  Адеса, написанной на стихи Теннесси Уильямса для солистов нью-йоркского Сити балета. Кароль Армитаж – корифей. Она испробовала себя в самых различных жанрах балета, но и за его пределами. Хореограф работала и с цирком du Soleil, и даже с Мадонной и Майклом Джексоном. Ее миниатюра о паре в гостиничном номере, только что закончившей заниматься сексом и объединенной лишь полным отсутствием интимности. Их вынужденное общение доводит их уже до полного изнеможения. И вот один из них засыпает с непогашенной сигаретой во рту, что вполне может закончиться гостиничным пожаром. Миниатюра поставлена это с большим остроумием и исполнена чрезвычайно артистично.

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из миниатюры «Life Story» в постановке Кароль Армитаж на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

«Песчинка в раковине» (The Grit in the Oyster). Этот фрагмент поставлен молодым балетмейстером Александром Уитли на музыку фортепианного квинтета Адес специально для фестиваля. Уитли вдохновила бесконечно меняющаяся структура квинтета с чередующимися выделениями ритмики и мелодии, беспорядка и гармонии, классики и современности. Попытка преобразовать свои слуховые ощущения в визуальные дала ему широкую возможность для эксперимента.

Сцена из миниатюры «The Grit in the Oyster» в постановке Александра Уитли на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцена из миниатюры «The Grit in the Oyster» в постановке Александра Уитли на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

«Полярис» (Polaris). Это – грандиозный венец всего проекта. Канадка Кристал Пайт была настолько потрясена этой гигантской симфонической композицией, что ей казалось возможным интерпретировать ее хореографически с труппой не меньше, чем в тысячу исполнителей. Пришлось сойтись на шестидесяти шести, что оказалось вполне достаточным даже для такого замысла. Тема – сочетания Бытия и Мышления – переводит ее создание на уровень высший, чем существование отдельных единиц, пусть даже таких сложных, как человек. Пайт оперирует массами, не заостряясь на индивидууме. Для постановки ей пришлось привлечь студентов нью-йоркского университета и разделить их на команды по одной для каждого солиста. Именно это дало хореографу возможность создать столь грандиозную композицию.

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Сцена из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Сцены из миниатюры «Polaris» в постановке Кристал Пайт на музыку Томаса Адеса. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

© RUNYweb.com

Просмотров: 3189

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости