Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 01.28Сокровища из самого ценного затонувшего корабля представлены в Нью-Йорке
- 04.28Из-за коронавируса организаторы отменили проведение фестиваля Burning Man
- 03.29Фестиваль Comic-Con в Сан-Диего осенью-2021 пройдет с публикой
- 04.22Компания Ticketmaster изменила правила возврата билетов на фоне коронавируса
- 06.07В Нью-Йорк привезут Сокровища черной смерти
Последний шанс. «Турецкий» стиль при французском дворе.
19 Августа, 2011, Майя Прицкер

Выставка «Turkish Taste at the Court of Marie-Antoinette» в музее Фрика. Фото с сайта whatisjameswearing.com
![]() |
Кто не знает «Турецкого марша» Моцарта, официально именуемого Rondo alla turca? Эта последняя часть одной из фортепианных сонат композитора, как и опера «Похищение из сераля», в которой героиня попадает в гарем турецкого паши, отнюдь не случайность, а ответ на модное поветрие своего времени. С Оттоманской империей у Европы на протяжении 18-го и 19-го веков были весьма сложные отношения, но мода на ориентальные экзотические мотивы началась вскоре после появления в печати первого в истории перевода на французский язык «Тысячи и одной ночи» и затронула все виды искусств. Опубликованными между 1704 и 1717 гг. в нескольких томах сказками зачитывалась вся Франция, и вскоре после этого появились сатирические «Персидские письма» Монтескье (1721), пьеса Вольтера «Магомет», «Восточные сказки» графа де Келюса (1743). Список был длинным и протянулся к «Западно-Восточному дивану» Гете, «Итальянке в Алжире» Россини и полотнам Делакруа.
Но нам лучше вернуться в 70-е годы 18-го века, когда турецкие мотивы стали проникать в декоративно-прикладное искусство, образуя весьма живописную смесь с неоклассицизмом, проникшим во Францию под влиянием итальянской классической архитектуры.
Молодая французская императрица Мария-Антуанетта, взошедшая на трон вместе со своим мужем в 1774 году, была большой поклонницей турецкого стиля в моде и декоративно-прикладном искусстве. Ее вкусы разделял младший брат ее супруга, Людовика XVI, граф Д’Артуа, будущий король Карл I. В 1776 году именно он первым в королевской семье заказал для своей парижской резиденции -- Palais du Temple – кабинет в турецком стиле. Мария-Антуанетта не замедлила с «ответом», заказав «турецкий» будуар для Дворца Фонтенбло – будуар был выполнен в 1777 году. По заказу графа Д’Артуа было создано затем еще два турецких кабинета -- один для Версаля (1780-81 гг.), другой для его Palais du Temple, в дополнение к уже существовавшему.
Королева тоже заказала себе второй турецкий будуар – теперь для Версаля. Ее примеру последовали некоторые придворные и другие представители французской аристократии. Поветрие подогревалось постановками новых опер и пьес в восточном духе -- вроде «Трех султанов», «Земиры и Азора» и прочих, причем постановки отличались необыкновенной декоративной роскошью. Известно, что когда в Фнтенбло была поставлена трагедия Шамфора «Мустафа и Зингир». Марии-Антуанетте так она понравилась, что королева щедро наградила автора, подарив ему 1.200 ливров. Художники, оформлявшие эти спектакли, были, как правило, и создателями «турецких» интерьеров во дворцах.
К сожалению, декорации тех спектаклей не сохранились, а из «турецких комнат» осталась в сравнительной целостности лишь одна – кабинет в Фонтенбло, созданный в 1777 году для Марии-Антуанетты. Сохранилось и совсем немного разрозненных образцов «турецой» моды в декоративном искусстве. Среди них и те, что ныне представлены в Коллекции Фрика. Их ни в коем случае нельзя считать копиями турецкой мебели или декоративного убранства. Их стиль остается сугубо французским, но с вкраплением турецких мотивов. Они отличаются изысканным вкусом и высочайшим качеством ремесла, как и можно ожидать от произведений, созданных для королевы или богатейших аристократов страны. Вот, пара статуэток, созданных крупнейшим мастером бронзы и позолоты Пьером Готье. Они изображают одногорбых верблюдов и были частью камина в турецкой комнате королевы в Фонтенбло. Сейчас они являются частью коллекции Лувра. Рядом выставлены панели из кабинета графа Д’Артуа и консоли с фигурами нубийцев (из Коллекции Фрика).
Выставка «Turkish Taste at the Court of Marie-Antoinette» маленькая, но вместе с постоянной коллекцией и шедевром Беллини «Святой Франциск в пустыне» составит приятное путешествие по одному из лучших музеев Нью-Йорка. Она продлится до 11 сентября.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев