Четверг, 21 Ноября 2019

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Майя Прицкер: «Страна, в которой полицейский знает Шестую симфонию Чайковского, мне нравится!»

21 Ноября, 2011, Беседовал Геннадий Кацов

Майя Прицкер - русско-американский журналист и радио и телеведущая. Автор нескольких программ на на RTN WMNB

Майя Прицкер - русско-американский журналист и радио и телеведущая. Автор нескольких программ на на RTN WMNB. Фото © RUNYweb.com

Майя Прицкер в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ > > >

Майя, обычно в интервью для ЭРА рассказывают о себе. Расскажите о своей жизни, Майя.
Вообще-то рассказывать за 15 минут, как Вы понимаете, пустое дело. Но я постараюсь быть краткой и четкой. Я родилась в Москве. Мои родители родом с Украины, из бывшей черты оседлости, и прошли через войну. Это была страшная семейная трагедия: и для одной семьи, и для другой. И это наложило свой отпечаток. Мама рассказывала мне об этом. Может быть, оттого было ощущение страха перед войной, хотя вокруг уже войны давным-давно не было. 
Другая важная вещь, которая меня сформировала, - это радио. Советское радио, которое звучало, все время было включено, откуда шла музыка – классическая музыка, все оперы русских композиторов, русские романсы, симфонии. Это все мы узнавали до того, как пойти в концертный зал – это все звучало по радио. Это все формировало. 
Были еще прекрасные популярные советские песни, с чудесными мелодиями, которые мне хотелось петь. Пели мои родители, пели их друзья, то есть, музыка была совершенно естественным средством самовыражения. 
Родители отдали меня в музыкальную школу. Я пошла в одну из самых лучших музыкальных школ, что было чистое совпадение. Просто удача, что у нас была такая хорошая музыкальная школа, хотя мне приходилось ездить целый час на двух видах транспорта из нашего города Перово, потому что это была не Москва, а пригород. Я стояла на автобусных остановках, отморозила себе тогда все конечности. Тем не менее, я любила музыкальную школу. 
И еще один очень важный момент, который, фактически, сделал меня музыкантом. В какой-то момент я заболела. У меня было то, что называется академическим отпуском. После этого академического отпуска я была приглашена просто придти, как зритель, на отчетный концерт нашей школы. А этот концерт проходил в Большом зале Московской консерватории. И когда я пришла в это место, где уже до этого была, то в этот момент я почувствовала себя частью чего-то большого, прекрасного. Были красивые люди вокруг меня, хорошо одетые, веселые. И мне хотелось всю свою жизнь оставаться частью вот этого большого семейства людей, которые занимаются музыкой. 
После этого я поступила в Гнесинское училище, потом в Гнесинский институт. Я готовилась стать музыковедом, хотя Гнесинское училище я заканчивала еще и как пианистка. Я очень любила писать. И это была еще одна моя страсть и еще одна детская мечта, которая казалась в то время совсем неосуществимой. Я хотела быть журналистом. Это была модная профессия в то время. Журналисты! Знаете: «... сорок суток не спать,  сорок суток шагать…» Я уж не помню, как эта песня шла…

Майя Прицкер с Михаилом Барышниковым.
Майя Прицкер с Михаилом Барышниковым.  Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

«…ради нескольких строчек в газете»
Совершенно верно. Журналистом стать с пятой графой было совершенно невозможно, потому что надо было для начала поступить на факультет журналистики Московского Университета. Я была из очень простой семьи, у нас не было никаких связей. Мама – учительница начальных классов, папа – рабочий. Мы просто любили искусство, у нас были книги, меня водили в театр, в консерваторию. И все. Но, окончив Гнесинский институт, я начала писать, как freelancer, мы бы сейчас сказали, как свободный, вольный художник, в «Музыкальную жизнь», в «Советскую музыку». Опять же, из-за пятой графы, я не могла никуда поступить работать: ни на радио, ни на телевидение, ни даже в журнал. Это было очень трудно, никаких связей не было, но это дало мне возможность вырастить ребенка, что было очень важным. Как мы теперь понимаем, это одна из самых важных вещей в жизни. Вырастить ребенка и проводить с ним как можно больше времени, и постепенно оттачивать, как бы, свое перо, как музыкальный критик, или как писатель о музыке. Интересно, что моя первая большая статья в журнале «Музыкальная жизнь» появилась как раз в тот момент, когда родился мой ребенок. 
Вместе это шло так и дальше - шло параллельно. Я преподавала в обыкновенной музыкальной школе. Я преподавала сольфеджио и музыкальную литературу, немножко фортепиано. И писала для «Музыкальной жизни», «Советской музыки», немножко для радио, делала маленькие программки. А потом, когда уже произошла перестройка, конечно, меня взяли в «Музыкальную жизнь» уже на работу. Я стала редактором отдела современной музыки. Работала там с замечательными людьми, хотя работа эта была, как я теперь понимаю, «не бей лежачего», потому что у нас был четырехчасовой рабочий день, мы в основном делали многие вещи дома, были достаточно свободны. Надо мной, как редактором, было еще несколько человек, которые проверяли, перепроверяли, мы обсасывали каждую статью. 

Майя Прицкер с хореографом Алексеем Ратманским
Майя Прицкер с хореографом Алексеем Ратманским. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

Этот опыт много мне интересного дал, в частности, общение с современной музыкой. И в один прекрасный момент, в 1989-м году, когда везде уже было все открыто, когда стало приезжать много людей к нам, я начала знакомиться с американцами, музыкантами, которые приезжали в Москву, показывали, выступали, в Союзе композиторов. Я уже входила в молодежную секцию Союза композиторов СССР. Короче говоря, возникли какие-то контакты, благодаря которым я приехала в Америку первый раз, как гость, в 1990-м году. 
Мне очень понравилась эта страна. Я всегда говорю, что первое, что мне понравилось, - мне понравилось, как она пахнет. Здесь все пахло чистотой, цветами, свежестью, может быть потому, что первое место, куда я попала, был город Даллас. Это был март, цвели яблони и вишни, и первый же полицейский, которого я встретила, сказал: «О, Чайковский? – а со мной был вместе Александр Чайковский, композитор, его произведение исполнялось в Далласе. – О, я знаю Чайковского, я люблю Шестую симфонию Чайковского». 
Я упала на месте! Все! Страна, в которой полицейский знает Шестую симфонию Чайковского, мне нравится! Но, понадобилось еще некоторое время. Меня снова пригласили в Америку, уже читать лекции в нескольких американских университетах. Я приехала и тогда просто осталась. 

Майя Прицкер с балериной, художественным руководителм Государственного балета Грузии Ниной Ананиашвили
Майя Прицкер с балериной, художественным руководителм Государственного балета Грузии Ниной Ананиашвили. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

Читать лекции по-английски?
По-английски. Да, я вообще всегда любила языки, я любила английский язык, мне было очень интересно. Потом, мне надо было общаться с людьми. Я всегда читала по-английски, хотя говорила я, теперь я это понимаю, довольно плохо. Но американцы ведь замечательные люди. Они очень тепло воспринимают, они не смеются над вашим акцентом, они говорят: «О, you have wonderful, wonderful accent»! И все. Это меня очень и очень вдохновляло, и это была еще одна причина,  по которой я, как бы, осмелилась остаться в этой стране, потому что я чувствовала, что I’m welcomed. Люди открывались мне, открывали мне свои объятия, можно сказать. 
Я оказалась в Нью-Йорке, хотя я не знала там ни одной живой души. У меня не было никаких друзей. Они появились буквально с первого дня моего пребывания в Нью-Йорке. Они дали мне возможность… Крышу над головой на какое-то время. Я начала работать с самого первого момента, не только читая лекции – это все продолжалось. Бостонский Университет пригласил меня почитать там лекции о советской музыке. Это было примерно два месяца. Я жила в Бостоне. Но я решила, что лучше всего, все-таки, Нью-Йорк, особенно, если я хочу заниматься искусством. 
Семья моя оставалась еще тогда в Москве, потому что я была невозвращенка. Я помню 1991-й год, лето 1991-го года, ПУТЧ. Я смотрю телевизор, плачу, потому что не знаю, смогу ли я когда-нибудь увидеть свою семью. Смогла, слава богу! Прошло два с половиной года, я вытащила своего ребенка в Америку. 
А Америка… Ну, в общем здесь все пошло, как пошло. Я даже не знаю, как это получалось. Наверное все-таки самое важное – это то, что я любила то, что я делаю. И я хотела делать это хорошо. Читала лекции, встречалась с разными людьми, ходила на концерты. Начала сразу писать для «Нового Русского Слова», буквально с первого же своего дня. Как раз было столетие Карнеги Холла. У меня была возможность, как редактору «Музыкальной жизни», еще московской – у меня была эта корочка, - попасть на празднование столетия Карнеги Холла. Видите, это было 20 лет тому назад.

Майя Прицкер с известным американским баритоном Томасом Хэмпсоном
Майя Прицкер с известным американским баритоном Томасом Хэмпсоном. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

Который, кстати, открывал Чайковский.
Который открывал Чайковский. Поэтому на столетии было довольно много наших исполнителей. Был Мстислав Ростропович, который исполнял там новый виолончельный концерт Альфреда Шнитке, и у меня до сих пор хранится партитура, копия, конечно, но рукописной партитуры этого концерта с автографами Ростроповича и Шнитке. Это моя главная ценность. Она лежит, глубоко запрятанная в моей квартире. И, кроме этого, я… Жить-то надо было на что-то. Надо было оплачивать квартиру: поначалу это было совсем дешево, потом стало дороже. Поэтому я убирала квартиры, давала уроки частные фортепианной игры для маленьких детей. Ездила в Квинс, ездила в Бруклин, за все хваталась. Устроилась работать ашером, то есть, раздавала программки в 92nd Street У. И так вот прошло некоторое время. 
Потом Маргарита Полонская, покойная, к сожалению, жена тоже уже покойного нашего замечательного певца Горовца, помогла мне. Я к ней пришла с предложением читать лекции – она работала в одной из еврейских организаций. Я прочитала лекции там, но тут открылась возможность работать в Claims Сonference Hardship Fund, где работа была чисто "клерикальная", что называется, то есть я бумажки какие-то там перекладывала, заполняла что-то. Но это была важная работа, потому что она помогла мне тоже, вместе со всеми другими моими видами деятельности, получить документы.

Майя Прицкер с Российским модельером Славой Зайцевым
Майя Прицкер с Российским модельером Славой Зайцевым. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

Это было уже в...?
1992-1993-й годы. В 1994-м году я получила Green card, как. Мне стыдно даже говорить об этом, но так получилось: как персона с экстраординарными способностями. Дело в том, что у меня накопилось огромное количество лекций, прочитанных мною в Америке, накопилось очень много статей в «Новом Русском Слове». Я показала, что я смогу содержать сама себя. Я действительно никогда, ни одной минуты не сидела ни на безработице, ни на ВЭЛФЕРе. На безработицу – первый раз и, надеюсь, последний я села, когда «Новое Русское слово» закончило свое существование. Но я хочу сказать, что получила эту Green card еще и потому, что, в общем-то, была в России довольно известным журналистом, и я доказала, что в Америке могу тоже много сделать. 
Я чувствую, что я многое сделала для того, чтобы построить какой-то мост взаимопонимания между русской иммиграцией, которая, может быть, не очень хорошо знает английский язык, и американской культурой, которая мне всегда нравилась очень. Мне кажется, я продолжаю это делать и сейчас на RTN, где меня совершенно случайно, можно сказать, вытащили из «Нового Русского слова», посадили за этот стол, и я нашла здесь свою вторую профессию. И очень счастлива находиться здесь. 
Таким же образом я это делаю на «Davidson» радио. Я это продолжаю делать в прессе, в печатном органе, который теперь выходит на Интернете – это Runyweb.com, пишу также для газеты «В новом свете», продолжаю писать для «Репортера» - это новая газета, которая тоже мне очень нравится, потому что ее делают мои бывшие коллеги по «Новому Русскому Слову». И я хочу продолжать писать и работать на английском языке, потому что таким образом я приношу русскую культуру в американскую культуру. Вот я – такой мостик. Пытаюсь себя воспринимать, как мост. Я надеюсь, что я рассказала всю свою, достаточно богатую жизнь. А за всем остальным, ну, я думаю, через несколько лет, опять придется вернуться.

Майя Прицкер с сыном в Метрополитен-опере, Нью-Йорк. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com
Майя Прицкер с сыном в Метрополитен-опере, Нью-Йорк. Фото из архива Майи Прицкер. © RUNYweb.com

Ваш ребенок, Ваш сын. Он устроился здесь, закончил…?
Он получил здесь великолепное американское образование, но сейчас он живет и работает в Москве.

Тоже связан с культурой?
Совершенно нет, хотя он, в свое время, учился на скрипке. Он очень любит изобразительное искусство, и он питомец знаменитой Школы юных искусствоведов при Пушкинском музее, московском. Тем не менее, это для него просто часть, приятная часть жизни. А занимается он финансами и экономикой.

Последний вопрос: Вы счастливый человек? Вы чувствуете себя счастливым человеком?
Вот когда я здесь сижу за этим столом и общаюсь с моей аудиторией, - клянусь Вам, я каждую минуту чувствую себя абсолютно счастливой. Конечно, у всех у нас бывают всякие проблемы, но, счастье, как говорят, это отдельные моменты. И вот есть, слава богу, много моментов, когда можно себя чувствовать счастливой, особенно в городе Нью-Йорке! Обожаю этот город!

Майя, спасибо.
Спасибо Вам.

Loading video...

! Данное интервью является текстовой распечаткой видеоинтервью, размещенного в Энциклопедии Русской Америки.  Авторская лексическая основа сохранена без изменений!

© RUNYweb.com

Просмотров: 6889

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости