Оценить материал
Еще читать в этом разделе
Художник Александр Шабатинас. Возвышенное и земное.
25 Июня, 2004, Исаак Вайншельбойм
Картина художника Александра Шабатинаса
Мое первое знакомство с творчеством художника Шабатинаса произошло на всемирном смотре изобразительного искусства ЭКСПО-2001 в знаменитом Джавитс-центре. После долгого и утомительного осмотра бесчисленных галерей, я оказался в боксе, в котором были выставлены работы Шабатинаса.
Я человек тренированный и никогда не испытывал нагрузки от многочасовых осмотров музеев и галерей, но на ЭКСПО-2001 я устал от однообразия. На всемирном вернисаже, на котором были представлены работы более, чем двух тысяч художников из всех ведущих художественных центров мира, основная масса работ, за редким исключением, состояла из абстрактных полотен и реалистических, точнее фотореалистических картин, изображающих вариации на тему венецианских каналов, в которых на гладкой голубой воде эффектно отражались палаццо, мостики и классические колонны.
В том же рекламно-карнавальном стиле были представлены картины, изображающие парижские кафе и рестораны со стандартным набором красивых деталей. Из огромных глянцевых полотен словно выкачали воздух, а с ним - жизнь и искусство. Было ощущение, будто объелся сладкого. В этом пресыщенном состоянии я оказался перед работами художника Шабатинаса и почувствовал себя в другом мире.
Работы были выполнены в сюрреалистическом стиле, они излучали доброту и приглашали к доверительному диалогу. Они требовали некоторого усилия для восприятия, но между нами возник контакт. Это было не сиюминутное увлечение. Диалог продолжается и поныне. Не скажу, что между нами существует полное согласие, порой мы даже спорим. Но с тех пор растет мастерство художника и наш интерес к его творчеству.
Увлечение Шабатинаса сюрреализмом пришло еще в Каунасе, где он тогда жил. К счастью, художественная жизнь в Литве не была безнадежно поражена социалистическим реализмом.
В последние годы в иммиграции художник создал пять масштабных циклов (по двенадцать картин в каждом), которые экспонировались на многочисленных выставках в Нью-Йорке и в других городах Америки. Успех художника отражает тот факт, что его картины находятся в собраниях более двадцати стран, в том числе, у таких известных собирателей, как президенты М. Горбачев и Р. Рейган, принц Чарльз. Фирма Sotheby’s на Интернет-аукционе реализовала 51 работу Шабатинаса.
Наибольшую известность приобрели циклы «Сон», «Рождение», «Земля грёз», «Время». Условность названий кажущаяся. Они вызывают вполне реальные переживания, ведь наши чувства всегда конкретны. Порывы художника, которые рождает подсознание, всегда ассоциируются у зрителя с конкретными образами, но они даже могут не совпадать с чувствами автора. Этот взаимный творческий процесс художника и зрителя Шабатинас называет «посвящение в таинство». Это такое же сложное чувственное и духовное слияние, которое возникает между исполнителем музыкального произведения и слушателем. Подобное таинство из года в год, из века в век собирает в концертные залы людей. Вот почему зрители Шабатинаса не спрашивают, что хотел сказать художник.
Несмотря на отсутствие в картинах Шабатинаса четких сюжетов, их некоторую условность и сложную символику, они, тем не менее, достаточно ясны. Нет в работах художника излишнего драматизма, они написаны светлой нежной кистью. Ему чужды борьба и жестокость. Мир его работ гармоничен, в нем доминирует человеколюбие. Хотя художник декларирует, что он творит по «воле случая», его кредо не следует понимать буквально. Случай, а точнее интуиция, все же подчиняются воле художника.
Фантазия - краеугольный камень искусства. Профессиональное совершенство, не согретое воображением автора, не будет волновать зрителя, не затронет душу.
Философский цикл «Время», занимает особое место в творчестве Шабатинаса. Все сюжеты серии приподняты над землей не только физически, но и в духовном смысле. Покой царит в картине «Время-7», тревога, ожидание и надежда - идеи картины «Время -1». Цикл «Земля грез» - это и повесть о мечте, и лирическая поэма о большом чувстве. В произведениях цикла проявились и колористические достижения художника.
С момента возникновения сюрреализма теоретик движения Андре Бретон, художник Макс Эрнст, поэты Луи Арагон, Поль Элюар, а позднее Сальвадор Дали - каждый на свой лад объясняли сущность своего метода. Суждения Шабатинаса оказались несколько неожиданными и интересными.
Александр, сказалось ли на Вашем творчестве влияние Сальвадора Дали?
Картины Дали были для меня откровением, но прямого влияния я не ощущаю. Я не отношу себя к классическому сюрреализму. Я скорее символист с элементами сюрреализма. Подсознание в моем творчестве играет определенную роль.
В отличие от сюрреализма Дали, Шабатинас не исповедует верховенства низменных побуждений. Мистическому экстазу Дали Шабатинас противопоставляет экстаз, в котором радость является проявлением духовной полноты жизни.
Имеет ли для Вас значение неконтролируемый внутренний импульс?
Импульс - решающий момент на начальном этапе создания картины, завершение работы подчинено строгому контролю.
Известно, что Дали был большим поклонником Зигмунда Фрейда и тщательно изучал теорию психоанализа, полагая, что влияние бессознательного является решающим в создании произведения искусства. Разделяете ли Вы эту теорию?
В моем творчестве элемент подсознания проявляется едва ли не в каждой работе.
В своих работах Вы часто используете символ летающего яблока. Чем привлекательна для Вас эта деталь?
Яблоко для меня - символ искушения и греха, иногда оно является композиционной либо цветовой деталью.
Александр, что означает для Вас вдохновение?
Вдохновение для меня - необходимость работы, без которой я испытываю дискомфорт.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев