-->
Суббота, 14 Декабря 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Композитор Борис Тенин. Жизнь по обе стороны океана

11 Июля, 2004, Наталия Белая

Композитор Борис Тенин.  Фото Николая Комиссарова

Композитор Борис Тенин. Фото Николая Комиссарова

Кто может дать ответ на вопрос, как рождается мелодия? Какое чудо вызывает к жизни звуковую гамму, от которой делается хорошо и тепло на душе. А, может, оно сжимается в томящем предчувствии чего-то важного или грустного...

Борис Тенин - тот, кто создает песенные мелодии. Они, органично сливаясь со словами, уходят к людям. Для того, чтобы делать их жизнь многограннее и ярче.

На счету киевского, а теперь нью-йоркского композитора более трехсот песен. И все они, по большому счету, о любви, то есть, о вечном. Неважно, кто их поет - дети или взрослые, мужчины или женщины, евреи или украинцы. Потому что любовь - категория, не зависящая от половой, возрастной и национальной принадлежности.

Борис, вы композитор. Как вы определяете, хорошая песня или плохая? Иными словами, каков критерий качества?
Критерий один. Любят твою песню, или нет. Поют, или нет. Очень важно улавливать, что народ хочет. Что ему на душу ложится, Если люди не принимают песню, значит ее можно выбросить. Не получилось.

Но как заранее просчитать успех? И вообще, возможно ли это? Я знаю случаи, когда автор песни и не предполагал, насколько шумный успех ждет его детище...
Не хочу показаться сверхспециалистом, но я как-то заранее чувствую, пойдет или не пойдет. Может быть, потому, что я очень давно пишу.

Как часто вы сталкивались с таким явлением, как плагиат?
К сожалению, нот всего семь, трудно избежать повторов. Наверное, каждый автор, профессиональный или непрофессиональный композитор, сталкивается с подобной проблемой. Бывает, что даже у очень известных, маститых повторяются мелодии. А бывает, конечно, что прямо переписываются вещи. Все бывает...

У меня тоже было несколько любопытных случаев. Еще в 1964 году я написал песню к детскому спектаклю. Там была симпатичная мелодия и слова: «Ты пили мой друг, пила, у тебя всегда дела...» А потом, годы спустя я узнал свою мелодию в мультфильме «Я на солнышке лежу, и на солнышко гляжу...» Но я-то зарегистрировал эту музыку к спектаклю раньше! Еще было кое-что подобное. Но я говорю об этом со смехом.

Знаете, когда я приехала сюда, то с удивлением обнаружила, что многие американские хиты, которых мы, естественно, раньше не знали и не могли знать, звучат точь-в-точь, как наши советские песни. Точнее, наоборот. Наши песни звучали так же, как американские или, скажем, английские шлягеры. Может такое быть?
Конечно! Подобные плагиаты в период железного занавеса были неизбежны. Но в Советском Союзе было много прекрасных композиторов, способных создавать собственные, абсолютно оригинальные мелодии. Это и Дунаевский, и Бабаджанян, и Фельдман, и многие другие.

Что вам нужно для того, чтобы приступить к работе над песней?
Все, наверное, работают по-разному. Я, как правило, иду от текста. Кручу его, читаю, перечитываю. И пытаюсь правильно составить мелодичный план будущего осмысленного мини-спектакля, который называется песней. А если я не понимаю текста, то и песни не будет. Ведь что такое песенное произведение? Это маленький спектакль, в который нужно вложить и душу, и сердце. И еще Песня получается тогда, когда музыка сливается с текстом.

Как и когда вы начали писать музыку?
Знаете, мелодии звучали во мне всегда. Хотя поначалу я и не думал, что стану заниматься этим всерьез. У меня была другая специальность, другая профессия. Трудное военное детство, послевоенное сиротство. Но однажды я признался в том, что сочиняю, своему другу Яше Лапинскому, достаточно уже известному в 50-е годы композитору. Напел ему одну, другую мелодию. Он одобрил, сказал: «Здорово!» Так с его легкой руки и пошло... Одна из первых моих песен называлась «Осенняя любовь»,

А нотную грамоту изучили?
Постепенно изучил, конечно. Закончил хормейстерское отделение музыкального училища, затем музыкально-педагогическое отделение пединститута. Понимаете, я очень любил музыку, очень любил петь. Но как-то летом в жару вымыл голову ледяной водой из колонки, и голос сел. Я все-равно пою, конечно, но певцом не стал.

Девушкам серенады пели?
Не без того. Было, было... Но все это в прошлом. У меня хорошая семья, жена. Взрослые дети, которые устроены в Америке, прекрасные внуки.

Борис, говорят, что раньше композиторы писали такие песни, которые можно было потом исполнять хором дома, во время застолья. Сейчас такое бывает редко. Почему?
Знаете, несколько лет тому назад я уже здесь, в Америке на слова Ирины Бирюковой написал песню «В местечке свадьба». Такую простую, мелодичную. И на мое счастье, народ воспринял ее абсолютно. Зал всегда поет ее вместе с исполнителем. Мне даже рассказали, что ее исполняют на свадьбах. Причем, имена авторов никому не известны.

Но это же самое главное! Музыка и слова народные....
Да! Это, наверное, наивысшая оценка творчества композитора и поэта-песенника.

Какие из своих песен вы могли бы назвать "народными»?
Еще там, в Украине была очень популярна моя песня «Ольвия» на слова Виктора Герасимова. Ее прекрасно пел Виталий Белоножко. И зал тоже всегда подхватывал.

Когда вы пишете песню, уже прикидываете заранее, кто ее может спеть?
Часто да. «Ольвия» как раз писалась в расчете на Белоножко. В основном, все песни писались на определенного исполнителя. А бывало, что неожиданно кто-то песню подбирал и получалось прекрасно.

Вам всегда нравилось, как исполняют ваши песни?
Нет, не всегда. Были и есть среди исполнителей любимые певцы и певицы. Надежда Шестак, тот же Виталий Белоножко, Лилия Сандулеса. Мои песни пел и Иосиф Кобзон. С ним, кстати, связана очень интересная история. Мы с поэтом Герасимовым заявили певцу свою песню, но текста еще не было. Только музыка и тема. Пообещали назавтра текст принести. В итоге только за полчаса до встречи с Кобзоном, когда все уже висело на волоске, появился текст. И в машине, по дороге в студию звукозаписи, я напел ее на магнитофон. А еще через час Кобзон песню записал.

Я знаю, что вы - лауреат многих песенных фестивалей. В 1985 году с песней «Ветераны идут» заняли первое место на Всесоюзном смотре, посвященном 40-летию Победы. Вы - лауреат фестиваля "Песня года». Но, помимо всего, я знаю, что вы много писали для детей...
Это правда. Много писал. И песни, и детские оперы, и музыку к кукольным спектаклям. Я ведь долго преподавал детям, создавал детские коллективы. Мне очень нравится работать с детьми, писать для них.

Почему?
Потому что дети - наше будущее. И с ними весело работать, интересно.

Как вам живется в Америке?
В общем, неплохо. Но страна, в которой ты родился, где знаешь каждое деревце, все равно тянет. Так что я постоянно катаюсь туда-сюда. И буду кататься, пока есть силы.

Как вам в Америке работается?
Работается как раз очень плодотворно. Здесь я написал много песен на слова здешних поэтов Марка Мордуховича, Ирины Бирюковой, Павла Юциса, Мэри Бобровой. Здесь же, в Америке, есть прекрасные исполнители, которые поют мои песни, в их числе Алла Лебедева, Сассон Акбашев, Михаил Брусиловский. Но я занимаюсь не только тем, что сочиняю. В прошлом году меня на Пурим пригласили в Киев. Праздник проходил во дворце «Украина». Все прошло замечательно. И Еврейская община Украины решила провести Детский молодежный фестиваль еврейского искусства «Гран-при». Мы решили, что этот фестиваль должен стать международным и объединять три страны: Украину, Америку и Израиль. Меня пригласили в его оргкомитет. В Киеве уже прошел Первый отборочный тур. А второй должен состояться в Америке, осенью в театре «Миллениум». Будем надеяться, что ничего не изменится. Сейчас собираем средства, занимаемся организацией. Нужны новые песни, которых, увы, нет. Но это отдельная тема...

© RUNYweb.com

Просмотров: 11214

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости