-->
Суббота, 14 Декабря 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Одесса - это состояние души

14 Мая, 2004, Наталия Белая

Елена Строганова

Актриса Елена Строганова

Елена Строганова - одна из самых моих любимых актрис. Она не снимается в кино и не мелькает в телесериалах. Но о том, КАК она читает стихи и прозу, я могу говорить и писать бесконечно. Впрочем, гораздо лучше будет, если вы сами захотите убедиться в правоте моих слов. Пойдете на спектакль и услышите. И не забудете, как не могу забыть и я, своего самого первого впечатления от мастерства актрисы.

Главное свойство ее характера - излучать свет. Именно он так покоряет слушателей и зрителей, именно он определяет все наше личное общение. Елена - замечательно талантливый человек. Я не имею в виду только профессию. Она еще очень талантливо любит своих двоих сыновей и очаровательную годовалую внучку, которая, как мне показалось, многое унаследовала от своей бабушки. Начиная от огромных и прекрасных синих глаз, кончая неистребимым природным оптимизмом.

- Елена, театр «Артистическая гостиная», который вы скромно величаете «камерным», завершает уже пятый по счету сезон. Почему вы закрываете сезон спектаклем «Одесские рассказы»?

- Потому что на этом спектакле сошлось много замечательных дат. Во-первых, приближается 210 годовщина моего любимого родного города Одессы, во-вторых, 110 годовщина со дня рождения Исаака Бабеля. Мы, кстати, хотели пригласить на спектакль его вдову Антонину Пирожкову, которая живет под Вашингтоном. Но ей в этом году исполняется 95 лет, и она, подумав, все-таки отказалась.

Мы хотим, чтобы получился праздник, и очень надеемся, что друзья нашего театра откликнутся и успеют зарезервировать билеты. Важно не подвести людей. И старых друзей нашего театра, и новых зрителей, которые, надеюсь, придут. Многие ведь о нас еще не знают, несмотря на то, что мы существуем пять лет.

-  Когда вы читаете произведения Бабеля, вы копируете знаменитый «одесский акцент»?

- Это, как мне кажется, не главное, не самоцель. Вот вы бы определили по говору, что я из Одессы?

- Конечно, нет.

- Вы сами и ответили на мой вопрос. Акцент в нашем спектакле делается не на акцент, простите за тавтологию, а на то, чтобы донести до слушателя ароматную бабелевскую речь, его слово. И, конечно, в спектакле прозвучит замечательная музыка - от еврейских мелодий до Шумана.

- За что вы любите Одессу?

- Где-то я прочла, что от Одессы нельзя уехать. Она все равно живет в тебе. Но где еще, в каком городе мира можно встретить такое сочетание архитектуры, степного воздуха и моря? Там особенный воздух. И особенные люди. И особенные легенды. Это и Бабель, и Куприн, и Паустовский...

-  Я замечала, что те, кто никогда не был в Одессе, не понимают, что этот город собой представляет. Не понимают его культуры, даже не знают о том, какой там потрясающий Оперный театр...

- К сожалению, театр уже давно весь в лесах, разрушается... Многое из того, что там сейчас происходит, больно. Но Одесса - это, прежде всего, состояние души. И еще юмор... Кто, кроме одессита, мог бы сказать, посмотрев наш спектакль: «Ну, в этом провинциальном Нью-Йорке тоже, оказывается, кое-что могут...» Хочется верить, что одесситы разнесли свой город по кусочкам по всему свету. Хотя я замечала, что москвичи, питерцы, порой, предвзято относятся к одесситам.

- Знаете, моя бабушка часто повторяла фразу из купринского «Гранатового браслета» о главной героине - княгине Вере: «Она была проста, потому что хорошо воспитана». Я знаю огромное множество уникально образованных одесситов и немало, скажем так, малокультурных москвичей.

-  Обобщения, вообще, на мой взгляд, не имеют смысла. Все зависит от конкретной личности.

-  Скажите, поддерживает ли вас любовь зрителей, их энергия?

-  Конечно! Поддержка, обратная реакция зала питает, поскольку твоя энергия с утроенной силой как бы отдается тебе обратно. Конечно, хотелось бы, чтобы на наши спектакли приходила молодежь, но пока это редкость. И все-таки надежда на это во мне живет. Потому что мы очень много любви вкладываем в то, что делаем.

- Лена, а как живется женщине-актрисе? Скажем, откладывает ли профессия свой отпечаток, меняется ли актриса с течением времени так же, как любая другая женщина?

-  Это потрясающий вопрос. Наш тургеневский спектакль заканчивается словами из «Накануне»: «Как это - 20, 30, 40, 50 лет... Как это жизнь так скоро прошла?..» Это ответ. Что же касается профессии... Мне кажется, не она играет определяющую роль. Все зависит от психофизики человека. Анна Ахматова говорила про Фаину Раневскую, что «Фаиночке двенадцать лет, а Пастернаку всегда восемь». Вот и мне кажется, что я навсегда осталась в своих восемнадцати-двадцати. Кто-то спросит, как это возможно? Возможно, если остается та доля наивности, которая по возрасту вроде бы уже и неуместна, и вера в то, что еще многое впереди...

-  Вы просто человек, как мне кажется, изначально настроенный на позитив. И это здорово. Хотя люди другого плана частенько упрекают таких, как вы, да и я, чего уж скрывать, в том, что мы смотрим на мир сквозь розовые очки. Но это не так, вы ведь сознательно отталкиваете от себя негатив, не правда ли?

- Совершенно верно. Иначе, как выжить? Мне очень жаль людей с так называемым «трезвым» взглядом. Я не знаю, как можно выжить в этом мире, будучи настроенным «на минус»... Я бы и дня так не могла прожить, наверное.

-  И все-таки в актерах больше детскости, наивности, чем в представителях других профессий...

- Думаю, что да. А иначе как примерять на себя чужие жизни? Актер играет, и ребенок играет. Так что актеры - большие дети. Хотя, конечно, совсем уж наивным прожить жизнь невозможно. Нельзя с возрастом позволять себе то, что можно позволить в 12 лет. Нельзя быть смешной.

- Один мой знакомый мужчина утверждает, что красавицам-актрисам просто противопоказано показываться на публике, когда они стареют. Вот, скажем, Грету Гарбо никто не видел старушкой...

- Это все очень индивидуально. Можно ведь абсолютно не скрывать свой возраст, как Фаина Георгиевна Раневская, а можно с возрастом бороться, как это делала Любовь Орлова, которая оставалась молодой до конца. А можно, как Лидия Смирнова, не делать из возраста никакой трагедии. Была молодость, красота, ушли, ну и что с того? Очень достойно стареет Инна Макарова. Достойно старела Окуневская. Но это уже зависит от того, что внутри.

- И от образа жизни, думаю...

- Конечно. Многие актрисы по молодости ломаются, когда после сногсшибательной славы вдруг приходит забвение. Кто-то может это пережить, как, например, Людмила Гурченко. А кто-то не справляется. Понятно, что стареть никому не хочется: ни красавицам, ни некрасавицам - актрисам характерным. Но это уже зависит от того, как ты себя настроишь. Старость - это когда умирают желания. А если ты еще многого хочешь и ждешь от жизни, старость не наступит никогда.

© RUNYweb.com

Просмотров: 9203

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости