Оценить материал
Еще читать в этом разделе
Реальность и фантазия художника Шенкера
19 Марта, 2004, Исаак Вайншельбойм
Гравюра Ильи Шенкера
«Все блещет югом»... А.С. Пушкин
Это было в конце восьмидесятых годов прошлого века, незадолго до моей иммиграции из СССР. Перестройка набирала обороты. В доме-музее А.С.Пушкина в Одессе открылась первая выставка иммигранта. Экспонировались гравюры художника Ильи Шенкера, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина в Одессе. В тесной квартирке поэта трудно протолкнуться. Интеллектуальная Одесса возбуждена. В одной выставке столько знаковых событий!
После бесконечно долгого ремонта открыта нежно любимая пушкинская квартира, через 14 лет после отъезда «вернули» художника Шенкера - и с какими гравюрами. Невиданный Пушкин. Приумолкли даже ревнивые пушкинисты, которым трудно угодить.
Патриарх одесских художников, строгий судья Дина Михайловна Фрумина, с которой мы пришли на вернисаж, неспешно переходит от одной гравюры к другой, к иным возвращается. Я ее такой сосредоточенной еще не видел. Мы молча возвращались домой по Пушкинской улице. Спрашивать о впечатлении нет смысла. И без того ясно. Я уже хотел раскланяться, когда Дина Михайловна тихо сказала:
- За долгую жизнь я видела много работ на пушкинскую тему, много портретов поэта. Может быть, были и лучше шенкеровских, но то, что сделал Илья, и сравнить не с чем, и забыть невозможно. У него свой Пушкин, и какой! А после паузы добавила: "Каких художников Одесса потеряла..."
Тот памятный день возник в моей памяти во всех деталях, когда уже в Нью-Йорке, на выставке Шенкера я увидел его Пушкинский альбом гравюр "Итак, я жил тогда в Одессе...". Я рассказал художнику о выставке в пушкинской квартире и о реакции Фруминой. Спросил о судьбе гравюр, вошедших в альбом, и о работе над пушкинской темой.
- Большинство гравюр приобретены музеями А.С. Пушкина в Москве, Ленинграде, Одессе, Нью-Йорке и коллекционерами. К пушкинской теме я время от времени возвращаюсь. Поэт и его произведения, написанные, когда он жил в Одессе в 1823-24 гг., мне особенно близки. Оценка Дины Михайловны очень дорога. Она необыкновенный человек и большой художник. Я многому у нее научился, хотя формально она не была моим педагогом. Как и все одесские художники, обязан своему городу, его необыкновенному колориту, художественным традициям. Воздух Одессы питал гениальные стихи Пушкина, в его стихах живет душа Одессы.
То же можно сказать и о художнике. Счастливые обладатели альбома Шенкера «Итак, я жил тогда в Одессе...», вероятно, заметили, что гравюры - не иллюстрации к пушкинским стихам, они рождены любовью к пушкинской поэзии и к самому поэту, и более того, стихи иллюстрируют гравюры художника.
Родина вытолкнула художника, как когда-то не сумела сберечь своего гениального поэта. Шенкер увез Одессу в своем сердце, и она продолжает жить в его творчестве. В каждую свою выставку в США, Канаде, Европе художник включает картины из нескончаемого одесского цикла. Тут и одесское застолье, колоритные соседи коммуналки, аркадийский пляж с купальщицами, круглые формы которых взращены сливками с Привоза, типажи легендарной Молдаванки. В одной из лучших картин Шенкера последних лет, «Свадьба Двойры», гуляет вся Одесса. В этой многофигурной композиции, как и в полотне «Тревожная суббота в красных башмачках», Шенкер проявил себя равноправным партнером великого Исаака Бабеля.
В коротком очерке немыслимо рассказать о творческом пути длиною почти в семьдесят лет. В этом долгом пути следует особо выделить тридцать лет сложной жизни в иммиграции. В новых, порой нелегких условиях, художник писал много и плодотворно, не изменив своим творческим принципам. Его не поколебала мода и диктат рынка. Не стал он писать красивенькие, коммерчески успешные картины.
Одним из грандиозных циклов созданных Шенкером в иммиграции, стала «Иудейская война», центром которого является эпический триптих «Арка Тита». Полотна этого цикла переросли временные границы Иудейской войны и создают эпопею борьбы еврейского народа за свою свободу и национальное достоинство, охватывают огромный исторический пласт, вплоть до наших дней. Такова особенность дарования Шенкера, умеющего фантастически соединять, казалось бы, несопоставимые древние события и современные проблемы.
Эта эпопея включает большое и сложное философское полотно «Однажды на Пятой Авеню», посвященное роли христианства в судьбе еврейского народа. Фантазия Шенкера сделала Иисуса Христа и апостолов нашими современниками. Шенкер привел их в центр Манхэттена. Их появление не вызвало благоговения праздничной толпы ньюйоркцев. Одно любопытство.
Картина «Моление» - о Холокосте. В ней Шенкер осудил безучастное молчание христиан мира, которое обернулось иезуитской формой соучастия в преступлениях Гитлера и Сталина.
Не является ли 11 сентября результатом тотальной глухоты прошлего столетия? Такова сила художественного предвидения.
Ширина интересов и безграничные возможности художника проявились не только в эпических полотнах. Шенкер любит цветастые веселые русские гулянья и изысканный балет. В этих работах бушует молодая энергия и неувядаемая палитра мастера. В них залог будущих шедевров Ильи Шенкера - глубокого реалиста, мыслителя и непредсказуемого фантаста.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев