Оценить материал
Еще читать в этом разделе
Летят журавли
23 Апреля, 2004, Исаак Вайншельбойм
"Журавли" - памятник воинам Кисловодска, погибшим во время Великой Отечественной Войны.
Мое знакомство с творчеством скульптора Марка Робермана состоялось несколько необычно - в воздухе. Из иллюминатора самолета, подлетавшего к Минеральным Водам, я увидел на холме мемориал. Он был огромен.
Пять массивных колонн охватывали пять бронзовых полос, на которых можно было различить барельефы. Их сюжеты я рассмотрел позже, на земле. До этого подумал: «Еще один мемориал в имперском стиле, который не вызовет особых чувств, хотя и возведен он в память о миллионах погибших».
Но когда я оказался у подножия монумента, впечатление изменилось. Я понял, что ошибался, что это новое слово в монументальной скульптуре. Концепция возвышенного образа возникла благодаря идее поднятых высоко над холмом рельефов. Лаконизм пластических приемов способствовал настроению возвышенной скорби и никого не мог оставить равнодушным.
Наибольшее впечатление произвела центральная композиция: рельеф молодой женщины с античным лицом - образ Славы. У нее в руках гирлянда, которыми венчали героев.
Мне захотелось познакомиться с автором. Помог случай. Марк Роберман жил тогда в Кисловодске, куда я приехал на отдых.
А снова нас свела уже иммиграция.
Произведения Марка Робермана, которые я видел осуществленными на площадях разных городов, в мастерской скульптора или на снимках убедили меня в том, что он великий мастер монументальной скульптуры. И очень плодовитый. Перечисление монументальных произведений Робермана заняло бы всю площадь, отведенную на очерк.
- Сколько Вы создали памятников и монументальных скульптур? - спросил я как-то Марка.
- Не считал, но много. Из наиболее известных стоит назвать памятники выдающимся поэтам Белоруссии Янке Купале и Якобу Коласу, конную статую - памятник генералу Городовикову в Элисте, мемориал в Ставрополе, возведением которого руководил Михаил Горбачев, будущий Президент СССР. Мемориалы еще в девяти городах, памятники и надгробия деятелям культуры. И, наконец, "Журавли" - памятник воинам Кисловодска. Соавтором перечисленных мемориалов был мой покойный брат - талантливый скульптор Лев Роберман.
Создание поэтического образа павших героев в величественном мемориале едва ли не единственный случай в практике подобных памятников. Не воин с автоматом или гранатой символизирует героизм, а свободные, гордые и красивые летящие птицы. Не строгая, с каменным выражением Родина-мать, каких сотни на площадях страны, а трагический и возвышенный образ родной, любимой матери, которая посылает последнее благословение своим сыновьям. За утонченными библейскими чертами лица - воплощенная безутешная скорбь.
Разве можно было себе представить памятник воинам без солдата, без воинских доспехов? И это сделали братья Роберманы. Представьте: стела, стройная, как надгробие, высокая, как подвиг. Верхушку стелы венчают летящие вдаль журавли. У подножия - мать, стоящая на коленях, но не сломленная горем. Это не казенный мемориал для совершения протокольного акта в День Победы. У каждого, кто имеет сердце, "Журавли" вызывают слезы. Я это наблюдал десятки раз.
Воплощение неординарного, смелого решения не обошлось без борьбы. Но это не остановило скульпторов.
Облик матери бередил мою душу при каждой встрече с "Журавлями", и я спросил скульптора:
- Марк, еврейский облик матери - это мое воображение?
- Нет. Когда я лепил ее лицо, я думал о своей матери. Я до сих пор помню выражение глаз, когда она провожала меня и брата в армию.
Все творчество Марка Робермана - результат огромного таланта, с которым, как известно, нужно родиться. Школа шлифует талант. Наставниками скульптора были Заир Азгур и известная во всем мире Вера Мухина. Завидные корни.
Иммиграция снова нас свела. Я нашел скульптора полным творческих сил, несмотря на сложные испытания. В новой стране трудно каждому творческому человеку, но скульптору гораздо трудней. Нужны дорогостоящие материалы, мастерская, заказчики. В этой сложной ситуации Марк Роберман сумел создать вдохновенный образ знаменитого американского пианиста Владимира Горовца, барельеф Любавичского Ребе, излучающий доброту и мудрость, портреты для надгробий и, наконец, эскиз памятника клезмерам.
Несмотря на незавершенность, это подлинный шедевр. Вся группа охвачена единым порывом, музыкальным вихрем: веселым, задушевным, и в то же время с горчинкой, как сама жизнь еврейского местечка. Каждого клезмера скульптор наделил индивидуальными чертами и собственным характером.
"Клезмеры" Робермана - это памятник ушедшему миру, который оставил нам в наследство большую музыкальную культуру. Это он породил всемирно знаменитых исполнителей и композиторов. К великому сожалению, проект не осуществлен. А как он мог бы украсить и духовно обогатить любой город Америки и увековечить наше прошлое!
Для памятника есть идеальное место, к которому он эскизно привязан, - территория музея еврейского наследия в Баттери-парке.
Инициатива создания памятника клезмерам имела большую прессу. В газете "Еврейский мир" развернулась оживленная дискуссия, начался сбор средств, но наша община оказалась еще не подготовленной к подобной акции. Может быть, еще не поздно? Если не мы, то, может, будущее поколение подхватит эстафету? В нашей истории это уже случалось. Хотелось бы, чтобы "Клезмеры" стали таким же знаковым памятником эпохи, как кисловодские "Журавли". Они улетели в вечность, но, может быть, их полет продолжится?
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев