Оценить материал
Еще читать в этом разделе
Басовы. Выставка художника Матвея Басова
26 Марта, 2004, Исаак Вайншельбойм
Художник Матвей Басов
Я шел на выставку Матвея Басова не только знакомиться с его новыми работами, не только ради свежих эстетических впечатлений. Живопись художника привлекает каждого, кто хоть раз видел и ощутил прелесть новизны его необычной манеры. Я давно ищу ключ к пониманию стилистики художника, простой и сложной одновременно. Каковы корни его новизны?
Выставка большая и насыщенная. К концу осмотра удачно выстроенной экспозиции, меня будто осенило: художник не только выплеснул на полотна переполняющие его чувства и мысли, он еще ведет диалог с тем, кому он обязан своим дарованием, своим творческим. Это – его отец.
Художник с радостью подтвердил мое предположение.
Матвей Басов: «отцу я действительно обязан очень многим – профессиональным и духовным родством. Он был талантливым и своеобразным художником, мудрым наставником. Отец уберег меня от подражания и учил искать свой путь. Он раскрыл мне богатство истории и культуры нашего народа. Он был для меня примером независимого художника, для которого свобода творчества – главный смысл жизни».
Отец Матвея Басова – Израиль Басов – был художником сложной, драматической судьбы и творческого своеобразия. Выходец из еврейского местечка в Белоруссии, он с детских лет помогал отцу – талантливому портному, одновременно учился в еврейской школе и самостоятельно постигал азы изобразительного искусства. Художественный талант - семейное достояние Басовых. Родной брат Израиля - Борис Басов - известный московский график. Картины сына – Матвея – экспонировались в Москве и Варшаве, в Брюсселе и Париже, в Италии, Испании, Австрии.
Уже в пору учебы в Минском Художественном училище, Басов-отец проявил нестандартное понимание формы, сущности и цели искусства. Израиль Басов всю творческую жизнь шел своим путем, и вопреки художественным догмам соцреализма писал о вечном: о любви, страданиях, о духовном величии, об искусстве. Его герои жили в мире, который был разительно непохож на окружающую действительность.
Система его отвергла. Всесильное время сломило систему и вернуло нам замечательного художника. Ни одной персональной выставки при жизни – и посмертная слава. Обычная драма крупной творческой личности в обществе диктатуры. Теперь мы стали свидетелями нового витка в искусстве династии Басовых – две выставки Матвея Басова одновременно: в Рочестере и в Бруклинской галерее Art Club.
В новых работах Матвей Басов остался верен заветам отца. Поэтому в память об Израиле Басове я и озаглавил очерк «Басовы».
В Art Club Матвей Басов выставил произведения, созданные в последнее время и продолжающие тематику, которой он верен всю свою творческую жизнь – цикл о библейской истории еврейского народа, картины о любви и пейзажи.
Одной из центральных картин серии о нашей древней истории является полотно «Авраам». Художник выбрал сюжет, когда патриарх внимает заверениям Всевышнего о великой миссии Авраама. Величие образа достигается скупой, но выразительной психологической характеристикой.
На сюжет притчи о блудном сыне художниками разных школ написано много впечатляющих картин. Басов нашел свое оригинальное пластическое решение драмы. В этой работе проявилось незаурядное мастерство использования светотени. Тончайшие оттенки чувств показаны вибрирующим мазком и богатством колорита.
Взволновано интерпретирует Басов и острую драматическую тему о знаменитом мудром решении царя Соломона, по поводу спора двух женщин о материнстве. Этой картине, бесспорно, уготован большой успех.
Оригинальным композиционным и цветовым решением отличается картина «Строители Иерусалима».
Всевозрастающее живописное мастерство Басова особенно ярко проявилось в серии картин о любви. Светлые чувства героев картины «Первая любовь» выражены изысканным колоритом. Чистота чувства, целомудрие, которые напрочь забыты современной живописью, достигнуты Басовым в картине «Любовный разговор» строгостью композиции и просветленностью образов.
Пейзажи Басова выражают глубокие человеческие чувства. Они необычны по живописной пастозной манере. Их эмоциональность достигается столкновением цветовых пятен, несмотря на скромность ландшафтных мотивов. Так «вылеплен» пейзаж «На поляне», эстетическая ценность которого – в его простом лирическом мотиве. Глядя на зимний пейзаж Басова, кажется, что ты вместе с художником очарован величием и спокойствием зимнего леса.
Отчетные выставки Басова стали убедительным свидетельством плодотворности выработанного им стиля, его эстетической новизны. Поэтому Басов занял свое особое место в огромном пространстве современной живописи; он узнаваем по многослойной фактуре письма и «светящемуся» изнутри колориту.
Звучание басовского цвета не метафора – оно действительно музыкальное. Я абсолютно уверен, что каждый посетитель выставки, имеющий музыкальный слух, уйдет с ощущением прослушанной симфонии, в которой звучала музыка древнего народа: трагичная и победная, лирическая и мудрая. Я не удивлюсь, если еврейский цикл Матвея Басова вдохновит талантливого композитора на создание программной симфонии.
Много символики и условного в стиле Матвея Басова, как, впрочем, и в картинах его отца, – но нет в них фальши. Они искренни и достоверны. Поэтому и покоряют зрителя, обогащают душу и приносят радость.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев