Оценить материал
Еще читать в этом разделе
Материалы по теме
Яков Явно. Свой среди чужих, чужой среди своих.
5 Марта, 2004, Наталия Белая
В прежних своих беседах с Яковом Явно мы обычно касались каких-то текущих, насущных тем. Будь-то предстоящий концерт или поездка на гастроли. События, безусловно, значимые в жизни артиста. Значимые, но далеко не всегда определяющие, особенно если речь идет о столь тонкой материи, как душа творческого человека. Яков принадлежит к той редкой породе людей, которым почти неинтересно прошлое и уже мало волнует настоящее. Такие, как он, – люди будущего. Оно занозой или тонкой стальной спицей сидит в них, не дает спокойно жить и тем более почивать на лаврах. Если бы мне предложили несколькими словами очертить образ Якова Явно, я бы, наверное, определила его как человека быстро бегущего. Не идущего, а именно бегущего, летящего, несущегося куда-то вперед. Только что был здесь – и вот лишь звук удаляющихся шагов по манхэттенским улицам, и летящий по ветру шарф, как хвост кометы. А, может, шарф существует лишь в моем воображении?
Нездешний и свой, странный и потрясающий, смешной и просто гениальный. Все это он. И все это – разговор с ним.
Яков, ты сказал, что жалеешь, что не родился в этой стране. Почему?
Потому что если бы я родился в этой стране - Америке, то никогда не был бы членом сообщества людей, которые здесь оказались в первом поколении. Если бы сначала здесь оказалась моя бабушка… Но в итоге такой бабушкой оказался я сам. Неправильно, наверное, говорить о том, что плохо было родиться там-то и там-то. Ты родился там, где родился. Каждая страна имеет свои плюсы и минусы. Просто, анализируя мое пребывание в этой стране сейчас, когда прошло уже энное количество лет, я говорю себе, что мне жаль. Жаль, что я родился не здесь. Но если я буду все время это повторять и все время об этом думать, я не буду делать никаких шагов вперед. А для любого художника крайне важно, когда он принимает действительность. Потому что только это помогает ему идти вперед.
А, может, наоборот, то, что ты родился там, а живешь здесь, как-то расширяет твои рамки, позволяет увидеть мир в нескольких измерениях?
В творческом аспекте, наверное, да. Но с другой стороны, если бы я был человек не творческой профессии, то не воспринимал бы эмиграцию так обостренно. Мы ведь родились не просто в ином географическом пространстве. Мы родились в ином ментальном мире. С другими предлагаемыми обстоятельствами, с другими взаимоотношениями между людьми. Здесь, в иммиграции, я открыл для себя много нового, в том числе и несправедливого, негативного. Лично мне чуждого и неприятного.
Ты сталкивался с негативом по отношению к своему исполнению?
Конечно. Здесь сталкивался. Говорили, что я не имею права петь еврейские песни в необычной манере, в странных костюмах да еще и с барабаном в руках. Но я не хотел бы делить людей на добрых и злых. Никогда бы не хотел больше ни с кем выяснять отношения. Мне кажется, что самая главная проблема творческого человека, особенно когда он оказался в свои зрелые годы в совершенно другой среде, найти свое место. Это очень и очень трудно. А если ты при этом еще и поешь на незнакомом языке…
Что тебе, как творческой личности, дало бы рождение в Америке?
Думаю, что если бы я родился в этой стране и занимался тем, чем занимаюсь сейчас, то я бы вполне мог гордиться тем, что являюсь частью мировой культуры. Вышел бы на уровень, где моя культура заняла бы достойное место. Но, к сожалению, я пока не вышел на этот уровень. И пока не могу сказать, что являюсь частью мировой культуры. Знаешь, если сегодня мои песни звучат по радио для русскоязычной общины, то это только лишь в праздники, которые имеют отношение к еврейской традиции. То же самое происходит и в России. А мне хочется, чтобы было по-другому. Ведь эти песни о том же, о чем песни других народов: о любви, о разлуке, о чем-то веселом или о чем-то грустном.
В чем ты видишь свою задачу как художника?
Моя задача состоит в том, чтобы представить музыкальный аспект еврейской культуры для любой аудитории, независимо от национальной либо религиозной ориентации. К примеру, Чезария Эвора поет на португальском языке. Я был на ее концерте, и в зале было не так много людей, которые понимают по-португальски. Но ее музыку можно услышать теперь где угодно: в любом кафе, магазине, ресторане, там, где люди ориентированы на англоязычную музыку. В чем здесь дело? Наверное, в том, что она умеет своим пением создать определенную атмосферу. Как ей это удается – другой вопрос. Талант талантом, но думаю, что в свое время она попала в окружение очень умных продюсеров, которые поняли, что в нашем неоднозначном мире ее энергетика – штучный товар. И неважно, на каком языке она поет. Важно, какую она излучает энергию. Поэтому ее альбомы заполонили все страны мира. Люди валом валят на концерты, потому что они уже заражены бациллой ее энергии.
Но, Яков, я уверена, что многие из наших читателей скажут, что на твои концерты публика тоже идет весьма охотно. Разве не так?
Так, конечно. Если я даю концерт, будь-то в Москве или на Брайтоне, публика всегда есть. Но все-таки у меня немного другая история. Я являюсь представителем народа, который растворен по всему миру. И у моего народа при этом есть реальные возможности, в том числе и финансовые, с помощью которых можно поддержать и вывести на большую дорогу так, как сделали продюсеры знаменитой Чезарии Эворы. Это не значит, что я обижен на свою жизнь. Просто сегодня, когда я пою на идиш, мне часто задают вопрос: ”Зачем ты поешь на этом странном тарабарском языке, которого практически никто уже не знает?” А ведь дело не в языке, которого я, кстати, практически не знаю, а в энергетике, которую несет артист.
Но ты ведь не только на идиш поешь?
Нет, не только. Но идиш – для меня доминанта. Я не говорю на идиш и прекрасно понимаю, что осталось очень мало тех, кто его понимает. Но я пою на идиш не для того, чтобы люди узнали этот язык. А для того, чтобы через песни на этом языке они поняли что-то о людях, которые из этой, в том числе и языковой, культуры вышли. И это получается! Когда я выступаю не перед еврейской публикой, я получаю даже больший резонанс и чувствую интерес к своей персоне тоже гораздо больший. Парадокс? Но жизнь меняется, и нельзя зацикливаться на национальной или религиозной идее.
Попробуй скажи такое какому-нибудь религиозному фанатику… Он нас не поймет.
Не поймет. Но люди постепенно придут к этому. Потому что у человечества нет другого выхода, кроме как понять друг друга. И, может, то, что я сегодня могу выходить на сцену с представителями разных народов и даже рас – конкретный шаг к единению? Живя в Нью-Йорке, где такое смешение народов, как-то обостреннее все эти вещи ощущаются. Думаю, в России мне бы и в голову не пришло позвать, скажем, для участия в своем концерте афро-американский хор. А с другой стороны, если бы я родился в этой стране, я бы по-иному все чувствовал. Сейчас же я хочу с гордостью говорить о том, что представляю культуру, которая интересна каждому. Может, это моя фантазия, иллюзия. Но мне не стыдно выйти и спеть на языке идиш не потому, что это мой любимый язык, а потому что на этом языке я выражаю свои чувства. Но если ты поешь на русском или английском, тебя начинают сравнивать с тем, как это делали или делают другие. А в том, что я делаю, меня не с кем сравнивать. Я же не исполняю еврейские песни в традиционной манере. Хотя, несмотря на необычность подачи, аранжировок, даже костюмов, люди понимают, что это еврейское искусство. Даже если это ”Скрипач на крыше” в стиле рэп. Кто-то думает, что я чокнутый, а кто-то приходит в восторг.
Многие скажут, что ты на сегодняшний день вполне успешен. Чего же тебе еще?
Настоящий художник всегда неудовлетворен, как бы его имя ни гремело. Не это самое главное. Важно, на какой уровень ты выходишь. И если ты на него выходишь, то можешь приехать в любую страну с гордо поднятой головой. Но это возможно только, если есть мощная сила, которая вытолкнет тебя на этот уровень. Чем сильнее поддержка, окружение, чем мощнее энергия, выталкивающая тебя, тем выше ты поднимешься. И это обязательно произойдет, если то, чем ты занимаешься – не подделка, а настоящее. Главное – чувствовать, что тебя поддерживают, а не используют. Сейчас здесь, в среде наших иммигрантов, сложилась ситуация, когда ”нет пророка в своем отечестве”. Здесь прежде всего раскручивают приезжих гастролеров, предоставляют им лучшие залы и заводят толпу. Но цель не в том, чтобы зазвать людей на свое выступление. А в том, как сделать так, чтобы они смогли оценить то, что ты делаешь. Ведь ты думаешь прежде всего о них, о зрителях.
Но имя само по себе не возникает. Огромные имена делает, зачастую, не талант, а огромные капиталовложения. Хотя это и не всегда так. Бывают дорогостоящие, однако провальные проекты, взять хотя бы, к примеру, недавно открывшийся и очень быстро закрывшийся на Бродвее мюзикл ”Табу”. Туда были вложены миллионы, а результат не оправдал ожиданий. Наверное, успех определяется совокупностью многих факторов. Каких, как ты думаешь?
Не в последнюю очередь одна из составляющих успеха – это вера в тебя. Смотри, что произошло с Мадонной, – очень посредственной певицей. Люди вложили в нее немалые деньги, поверили в нее, и она стала открывать в себе такие грани, о которых даже, может, не подозревала раньше. Это как если женщину очень любит мужчина, она открывает так много всего и для себя, и для него… А если нет любви, то ничего не происходит. Так же и в искусстве. Ведь если бы на сегодняшний день нашлись люди, поверившие в меня, то не было бы этого разговора. И дело не в славе, нет. Мы уходим из этого мира, ничего не взяв с собой. Важно только то, что мы в этом мире оставляем. Кто-то оставляет детей, кто-то делает открытия в науке, кто-то занимается творчеством. И то, что он создал, станет кирпичиком, на котором будет строиться здание для будущих поколений. Я хочу чувствовать себя таким кирпичиком.
Где, в какой части света тебя принимают лучше всего?
Мои концерты везде, в общем, проходят хорошо. Сам факт, что я могу перемещаться из одной части света в другую, меня вполне устраивает. Публика заводится и в России, и в Америке, и в Израиле. Выступал я и в Европе: в Амстердаме, в Брюсселе. И реакция там удивительная. Поначалу никто не может понять, на каком языке я пою. Но я их зажигаю. Люди в Брюсселе выскакивали на сцену и танцевали со мной.
Как ты думаешь, сложилась бы твоя жизнь, если бы ты не уехал в Америку?
Даже не знаю. По-прежнему считаю сам факт моего приезда чудом. Чудо и то, что здесь я встретил Айрин. Если бы не эта встреча и не постоянная поддержка моей жены, то неизвестно, остался ли бы я здесь жить.
- Хотел бы сыграть главную роль в бродвейском мюзикле?
- Сейчас уже не знаю. Я как-то утратил интерес к этому жанру. Хотя все возможно…
- Как бы ты спланировал идеальный год своей жизни, если бы это только от тебя зависело?
- Хотелось бы по-прежнему жить в Нью-Йорке и больше здесь выступать, но при этом ездить по всему миру. Наблюдать реакцию самой разной публики. Пробовать новое.
Неужели не спланировал бы отдыха на каких-нибудь островах?
Для меня не существует такого понятия, как отдых. У меня очень много идей, и я хочу успеть воплотить их. Я даже сплю очень мало – всего несколько часов. Я просто не могу спать. Ищу новые возможности, людей, которых смог бы захватить ими. Нужно открывать следующую дверь. И времени в сутках для этого категорически не хватает.
В тебе столько молодой энергии чувствуется, хотя по паспорту ты уже не юноша. Как бы ты определил свой возраст?
Возраст художника определяется его творческим состоянием. Есть что-то большее, чем отношения между людьми, чем добро и зло, чем позитив и негатив. Если ты понимаешь, что душа твоя обязана расти, то открываешь в себе новые горизонты. Я много сейчас читаю духовной литературы и, думаю, что близок к чему-то очень важному. Для души ведь нет времени. И если я сумею понять это до конца, то это и станет самым главным в моей жизни. Хочу воспринимать только добро, общаться с людьми, заранее настраиваясь на позитив. Если ты выясняешь отношения с человеком, который тебя предал, обманул или просто тебя не любит, ты теряешь не только свое время, но и свою энергию.
Мой творческий опыт, мой жизненный опыт и мое человеческое ощущение от пребывания в этом мире – вот слагаемые, которые дают мне возможность не останавливаться.
Куда он пойдет дальше? Что станет его следующей ступенью? Кто знает, что ждет там, за поворотом?..
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев