-->
Пятница, 22 Октября 2021

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Умер патриарх русского Зарубежья Сергей Голлербах

19 Февраля, 2021, Новостная служба RUNYweb

Умер патриарх русского Зарубежья Сергей Голлербах.

Умер патриарх русского Зарубежья Сергей Голлербах.

Умер патриарх русского Зарубежья Сергей Голлербах. Он скончался в Нью-Йорке 19 февраля на 98-м году жизни. Об этом сообщила на своей странице в Facebook главный редактор «Нового журнала» Марина Адамович. Несколько дней назад Голлербах был госпитализирован. 

Сергей Львович Голлербах считался старейшим из живущих в эмиграции художников. Он был членом американской Национальной академии художеств и Почетным председателем Американского общества аквалеристов акварелистов.

Голлербах родилсяя 1 ноября 1923 года в месте, которое до 1918 года называлось Детским Селом (Царское Село, с 1937 ‒ г. Пушкин, ныне в составе Санкт-Петербурга) и происходил из семьи петербургских интеллигентов. Мать Людмила Алексеевна (1893‒1980) преподавала немецкий язык, отец Лев Федорович (1887-1943) ‒ выпускник Горного института, ставший впоследствии инженер-электриком. Дядя, брат отца, ‒ искусствовед Эрих Федорович Голлербах (1895-1942). В мае 1935 отец был арестован, попав в так наз. «кировский поток» репрессий после убийства С.М. Кирова. Всю семью выслали из Ленинграда в Воронеж на 5 лет. После обращения к Е.П. Пешковой, жене Максима Горького, высылка была отменена. В 1936 семья вернулась в Детское Село.

По возвращении из ссылки учился в средней школе в г. Пушкине и накануне войны в январе 1941 поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств. С началом войны остался с матерью в Пушкине, вскоре занятом немецкими войсками, и в феврале 1942 был вывезен с ней на принудительные работы в Германию. О судьбе отца, призванного в армию, узнали только в 1960-е ‒ он был демобилизован и умер в 1943 от сердечного приступа.

После окончания войны оказался в американской оккупационной зоне в Баварии в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи) близ Мюнхена. Работал в Американском клубе, где научился английскому языку, и окончил несколько курсов Мюнхенской Академии художеств (1946‒1949). В ноябре 1949 из Германии вместе с матерью перебрался в США. С февраля 1950 постоянно живет в Нью-Йорке. В 1955 получил гражданство США.

Первые два года в Нью-Йорке зарабатывал на жизнь в мастерской шелкографии Hilda Newman Studio, в которой познакомился с художниками-эмигрантами Ю.В. Бобрицким, Ю.П. Крыжицким, Вс.М. Добужинским. Дружба с Бобрицким продлилась на долгие годы. После закрытия мастерской в 1952 несколько лет проработал в рекламных ателье. Одновременно продолжал художественное образование в Лиге студентов-художников (1951) и Американской художественной школе Нью-Йорка (1952).

Излюбленной темой картин и рисунков были жанровые сцены из нью-йоркской городской жизни. Создавал также портреты, ню, пейзажи, городские виды. Индивидуальный почерк художника отличается выразительным динамичным рисунком, свободными цветовыми пятнами и особым ироничным взглядом на окружающий мир, часто принимающим характер гротеска. Писал преимущественно акварелью, темперой, гуашью и акрилом.

Умер патриарх русского Зарубежья Сергей Голлербах.

В 1966 его работы была отобраны для ретроспективной выставки «200 лет акварельной живописи в Америке» в музее Метрополитен. Первые персональные выставки прошли в нью-йоркских галереях The Ground Floor (1966-1969) и Eileen Kuhlik (1971-1974). В 1980‒1990-х основные персональные выставки состоялись в Колумбийском университете (1980) и в галерее David Findlay (1981) в Нью-Йорке, галерее Newman & Saunders в г. Уэйн, шт. Пенсильвания (1984, 1987, 1988), галерее Marie-Thérèse Cochin (1986, 1990, 1995) в Париже.

В 1983 стал участником выставки «Восемь русско-американских художников» в галерее Newman & Saunders в г. Уэйн близ Филадельфии, объединивших художников-эмигрантов 2-й волны (Ю.В. Бобрицкий, С.Р. Бонгарт, В.С. Лазухин, М.С. Лазухин, В.В. Одиноков, К.М. Черкас и В.М. Шаталов). В 1995 совместно с Одиноковым и братьями Лазухиными участвовал в выставке, устроенной миссией Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке и приуроченной к 50-летию победы над фашистской Германией. С середины 1990-х работы художника демонстрировались на выставках в России ‒ в Литературно-мемориальном музее А.А. Ахматовой (1996) и галерее журнала «Новый мир искусства» (НОМИ; 2005) в Санкт-Петербурге, в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына в Москве (2006, 2010‒2011, 2013‒2014), во Владивостоке (2014).

Один из немногих русских художников, принятых в действительные члены Национальной академии дизайна. Состоит членом Американского общества акварелистов, Объединения художников Америки (Allied Artists of America), Общества художников Одюбона (Audubon Artists), Национального общества живописцев казеином и акрилом. Среди наград золотые медали Объединения художников Америки (1985 и 1987), золотая (1983) и серебряные (1989, 1990, 1994) медали Американского общества акварелистов. Многие годы преподавал в художественной школе Национальной академии дизайна, руководил и выступал с лекциями на художественных семинарах по всей стране.

Как книжный график и оформитель работал, в основном, для русских издательств «Interlanguage Literary Associates» Б.А. Филиппова (1965‒1967), «Русская книга» (1967), «Эрмитаж» (1982‒1987) ‒ в США, «A. Neimanis» ‒ в Мюнхене, «Альбатрос» Р. Герра (с 1980) ‒ в Париже и др. Оформил обложки книг русских поэтов и писателей: Ивана Елагина ‒ «Косой полет» (Нью-Йорк, 1967), «Дракон на крыше» (Нью-Йорк, 1973; илл. и обложка), «Под созвездием топора» (Нью-Йорк, 1976), «В зале Вселенной» (Анн-Арбор, 1982), «Тяжелые звезды» (Tenafly, NJ, 1986); Лидии Алексеевой ‒ «Стихи. Избранное» (Нью-Йорк, 1980); Сергея Рафальского ‒ «За чертой» (Париж, 1983), «Николин бор» (Париж, 1984), «Их памяти» (Париж, 1987); Бориса Заковича ‒ «Дождь идет над Сеной» (Париж, 1984); Валерия Перелешина ‒ «Три родины» (Париж, 1987); Татьяны Фесенко ‒ «Двойное зрение» (Париж, 1987), «Сорок лет дружбы с Иваном Елагиным» (Париж, 1991); Олега Цингера ‒ «Где в гостях, а где дома» (Париж, 1994); Юрия Терапиано ‒ «Литературная жизнь русского Парижа за полвека» (Париж, 2014) и др.

Автор очерков, заметок и воспоминаний о жизни русской эмиграции в США в послевоенный период. Его живые рассказы, объединенные в книги ‒ один из важных источников для исследователей-эмигрантоведов. Регулярно публиковал эссе и рецензии, посвященные изобразительному искусству и, прежде всего, творчеству русских художников-эмигрантов, в русской зарубежной прессе и периодике ‒ газетах «Новое русское слово» и «Русская мысль» (с 1960), «Новом журнале» (с 1976), журнале «Стрелец» (1883‒1991), а с 1990 ‒ в российских изданиях, в частности, в петербургском журнале НОМИ (2005‒2007). Член редколлегий альманахов «Перекрестки» (1977‒1982), «Встречи» (1983‒1984) и «Нового журнала» (с 1996).

Представлен в американских музеях – музее Уитни и Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, Музее Зиммерли в Нью-Браунсуике, шт. Нью-Джерси, в музеях штатов Коннектикут, Вирджиния, Оклахома, Миннесота, Нью-Джерси, Джорджия, и др; в России ‒ в ГТГ, ГРМ, Научно-исследовательском музее Российской АХ (Санкт-Петербург), в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицина в Москве (более 80 работ), в художественных музеях Воронежа, Нижнего Новгорода.

Отпевание и похороны состоятся в Ново-Дивеево в следующую субботу.

© RUNYweb.com

Просмотров: 1638

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости