-->
Пятница, 19 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Илья Пономарёв: «Истина в России уже давно никого не волнует»

29 Июня, 2015, Беседовал Геннадий Кацов

Илья Владимирович Пономарёв - российский политический деятель, депутат Государственной Думы РФ.

Илья Владимирович Пономарёв - российский политический деятель, депутат Государственной Думы РФ.

Илья Владимирович Пономарёв - российский политический деятель, депутат Государственной Думы.
В 1996‑1998 годах - директор по развитию бизнеса в странах СНГ международной нефтедобывающей корпорации Schlumberger. В 1999‑2000 годах являлся первым вице‑президентом "Сибирской Интернет‑компании" ("Сибинтек"). В 2001 году был назначен вице‑президентом группы компаний IBS ("Информационные бизнес системы").
В 2005 году занял пост директора Центра новых технологий Института проблем глобализации (ИПРОГ); выступил одним из организаторов "Российского социального форума" (РСФ). В 2006 году возглавил Центр территориального развития при министерстве информационных технологий и связи РФ. С июля 2008 года ‑ председатель попечительского совета Института инновационного развития (ИИР).
С 2010 года активно включился в работу по созданию проекта "Сколково".
С 2002 года Илья Пономарев занимается политикой. В 2002‑2006 годах являлся одним из лидеров молодежного крыла КПРФ, был руководителем информационно‑технологического центра партии, входил в общественный Совет по национальной стратегии. В 2004-2007 годах был инициатором создания и одним из лидеров Молодежного левого фронта, затем стал одним из основателей Левого фронта России.
В 2007 году был избран депутатом Государственной Думы РФ V созыва по спискам партии "Справедливая Россия" от Новосибирской области. Являлся членом комитета по информационной политике, технологиям и связи, возглавлял подкомитет по технологическому развитию.
В 2008 году вступил в партию "Справедливая Россия", был избран членом Центрального Совета партии. 4 декабря 2011 года был избран депутатом Госдумы РФ VI созыва. Член комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
В октябре 2013 года Илья Пономарев заявил, что принял решение покинуть ряды партии "Справедливая Россия" и создать в парламенте межфракционную депутатскую группу. Пономарев ‑ член неправительственных общественных организаций — Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и Совета по национальной стратегии (СНС), координатор экспертной работы по законодательному обеспечению инновационной деятельности в Институте современного развития (ИНСОР).
Женат, воспитывает сына и дочь.

С августа 2014 года, оставаясь депутатом Госдумы РФ, живёт в США. 7 апреля 2015 года Госдума по запросу Генпрокуратуры лишила Пономарёва депутатской неприкосновенности для расследования по делу о растрате средств фонда «Сколково». Следственный комитет Российской Федерации возбудил в отношении политика уголовное дело и намерен добиваться его экстрадиции в Россию.

Илья, привожу цитату из новостного сайта Лента.ру: «Фракция «Справедливая Россия» (СР) предлагает лишать депутатов полномочий за полугодовое неучастие в работе Госдумы и фракции, к которой приписаны народные избранники. Проект соответствующих поправок в регламент нижней палаты эсеры внесли на рассмотрение Госдумы в среду, 17 июня, передает ТАСС. Изменения планируются, чтобы отобрать мандат у депутата Ильи Пономарева, который уже год находится в США и пока не собирается возвращаться в Россию.» Таким образом, ради вас в России планируется изменить действующий закон «О статусе депутата». Чем вы заслужили такое особое к себе внимание? Есть ли у этой фракционной инициативы шансы на успех?
Ровным счетом никаких. Это имитация деятельности, которая ни к чему не приведет. Единая Россия против императивного мандата, потому что подавляющее число предательств в оппозиционных фракциях – в пользу власти, и ради меня одного лишаться возможности перекупать себе перебежчиков они не будут. Гораздо проще от меня избавиться с помощью уголовных дел, чем они сейчас и занимаются.

В свое время вы были основателем российского Левого фронта; одним из инициаторов проведения Российского социального форума, объединяющего протестные и социальные движения страны. Были лидером «белоленточного» движения. Здесь, в США, создается впечатление, что никакого протестного движения в РФ уже нет, равно как нет и независимых СМИ, и влияющих на политику страны партий, самостоятельных олигархов, активно работающих НКО... Разве что, если ими не получено официальное «добро» от российского руководства. Собственно, это и есть «суверенная демократия» в редакции Владислава Суркова, когда безропотно всё и вся подчиняется приказам свыше и легко управляется сверху. Возможно ли сегодня сопротивление внутри страны диктату российской власти? 
Внешнее впечатление обманчиво.

Люди, я глубоко в этом убежден, ведут себя рационально, хотя обычно кажется, что это не так. Во всяком случае, моя политическая практика показывает, что на митинги могут выйти самые разные слои населения – и богатые, и бедные, и образованные, и не очень, и молодые, и старые. Но делают они это только в двух случаях: когда что-то случилось, конкретно сейчас, что вызвало крайнее возмущение; или когда есть уверенность, что от выхода на площадь может что-то произойти (или не произойти). На данный момент ничего неожиданного ни для одного из слоев общества не происходит, плюс есть общее настроение апатии – вот и нет акций протеста. Хотя по отдельным социальным вопросам они есть: есть забастовки врачей и рабочих автопрома, протесты учителей и ученых. Но такие социальные протесты малоинтересны СМИ, которые либо проправительственные, либо праволиберальные, и не хотят про это говорить.

На уровень сопротивления это никак не влияет. Соцопросы показывают наличие примерно 15% населения в оппозиции власти, что больше 20 млн. человек. Это довольно много, тем более что уровень и пассионарности, и образованности, и экономической состоятельности в этой выборке выше среднего.

В недавнем интервью порталу Лента.ру вы сказали, что ваша «главная задача – помочь российской диаспоре за рубежом, людям в эмиграции объединиться, чтобы начать влиять на ситуацию дома. Мне кажется, эти люди могли бы написать программу развития страны – какой они видят ту Россию, в которую хотят вернуться». Вы считаете, что даже если такая программа и будет написана, к ней в России сегодня готовы прислушаться? Но если нет влиятельной оппозиции, то надежда только на то, что эту программу будет готова хотя бы прочитать нынешняя власть – программу «как обустроить Россию», написанную в Америке, к примеру. Вы верите, что с Кремлем или с зависимой от Кремля Госдумой (ваши слова: «Задача – написать внятную программу и представить ее к выборам в Думу 2016 года»), сегодня возможен диалог такого рода? Или у вас есть идеи, как такой диалог российской стороне навязать?
Мне кажется, что в написании такой программы важен не результат, а процесс. Сейчас никто не хочет читать никаких длинных текстов, никто не хочет думать о принципиально важных вещах. А граждане России не хотят ввязываться ни в какие авантюры, опасаясь возвращения в 1990е, и хотят сначала понять, к чему их призывают, прежде чем начинать действовать. Политики в России пишут программы для себя, их никто никогда не читал и читать не будет. Программные мысли вне политической среды имеют больше шансов получить распространение в обществе; а те, кто их будет вырабатывать, думаю, и составят костяк будущей системы власти в стране.

На диалог с Кремлем и Госдумой, конечно, надежды мало, я тут с вами полностью соглашусь. Да и они уже все сказали за эти годы, куда уж больше?

Мне понятней поддержка существующих на Западе и открытие независимых СМИ, которые на своих информационных участках будут заниматься чем-то подобным «Голосу Америки», Радио «Свобода» и прочее. Уже сейчас, к примеру, на популярный, практически, единственный в США новостной русско-американский портал RUNYweb.com поступают предложения, цель который – и усилить информационные потоки объективными сообщениями и статьями о России, об отношениях между Россией и Западом, поскольку в «русском» сегменте интернета сегодня доминируют сайты российские, с соответствующей пропагандистской подачей; и добавить, расширить возможности сайта, к примеру, интернет-телевидением, интерактивным ТВ. Средства для этого нужны небольшие. Вы были одним из основателей Фонда поддержки независимых СМИ. Не планируете ли вы «работу в российской диаспоре» и в этом направлении? В мае в Вашингтоне обсуждались различные меры по усилению возможностей того же «Голоса Америки» в информационной войне с Россией, но здесь речь идет о госструктуре, а ведь мобильные, оперативно работающие небольшие интернет-порталы могли бы и привлечь к себе огромное внимание, и более эффективно справиться с задачей противодействия российской пропаганде как вовне, так и внутри страны, поскольку пока еще границы РФ для интернета открыты.
У любых вложений должна быть эффективность. У оппозиции ресурсы весьма скудные, надо признать, и каждый потраченный доллар, каждый рубль должен принести максимум отдачи на Родине. 

Диаспора весьма велика, в Америке это около 6 млн. человек, но из них голосуют или другим образом участвуют в политической жизни России ничтожная часть; а российские активисты у себя дома задыхаются в обстановке репрессий и финансовой блокады. Поэтому финансировать свои СМИ, конечно, должна сама диаспора.

Чем можно сильно помочь друг другу – так это создать площадки для общения и взаимопомощи, на которых могла бы идти работа по фандрейзингу. 

Подчеркну слово ВЗАИМОпомощь – существует много вещей, которые можно было бы сделать в интересах жизни в эмиграции, от помощи в натурализации и поддержке новых бизнес-проектов до создания механизмов лоббирования интересов диаспоры в политических кругах страны.

20 марта 2014 года вы были единственным депутатом, кто голосовал против присоединения Крыма к России на внеочередном заседании Государственной Думы по ратификации договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя. Сегодня тема Крыма – краеугольная и в вопросах антироссийских санкций, и во взаимоотношениях России со всем, практически, цивилизованным миром. Но Россия заявляет устами своего президента, что российский Крым – это историческая данность и ничему иному не бывать. На ваш взгляд, есть ли у этого конфликта оптимальное, устраивающее разные стороны-участницы решение? Верите ли вы в то, что Запад способен радикально изменить нынешний статус Крыма?
Запад ничего изменить не способен. Западные лидеры в вопросах внешней политики весьма слабы и все время приносят ее в жертву внутренней. А жители тех же США, например, с трудом отличают Сирию от Сибири. Так что спасение утопающих, как обычно, будет делом нас самих.

Решений можно найти много. Главное, чтобы и Россия, и Украина согласились, что все решения должны принимать люди, населяющие полуостров, но что «референдум» 2014-го года их волю однозначно не мог выявить, потому что прошел с грубыми нарушениями всех возможных норм права и в условиях военной оккупации. Вот от этих двух простых тезисов и надо будет отталкиваться. 

Я считаю, что никуда мы денемся: наши страны – соседи, народы – родственники, и мы обязательно договоримся. Очевидно только, что не при этой власти, и взаимное недоверие еще долго будет отравлять нам жизнь.

15 января 2015 года вы выступили на проводившейся в Вашингтоне конференции Center for Strategic and International Studies с докладом «Российская оппозиция во время войны и кризиса», в котором был описан текущий политический климат в России. Насколько изменился «политический климат» за прошедшие полгода? Кстати, в том же докладе вы рассказали о возможных сценариях смены режима в России. Если кратко, конспектно – каковы сценарии?
Климат, к сожалению, только ухудшается. Растет атмосфера нетерпимости и даже насилия по отношению к инакомыслию. Поскольку все это происходит на фоне нарастания экономических трудностей, которые списываются как раз на происки врагов, на что угодно, только не на собственную неспособность управлять, то градус особенно высок со стороны неискушенных в политике граждан.

В том докладе, который вызвал такую ярость в Москве, что его показали по всем центральным каналам и обсудили на пленарном заседании в Госдуме, я говорил про возможные сценарии изменений во власти

Также, конечно, мы говорили о характере возможных перемен, и я говорил, что действия Путина по выжиганию оппозиции резко повышают вероятность, что перемены пройдут революционным путем, причем вероятность масштабного кровопролития возрастает. 

Так что даже не очевидно, сохранится ли Россия в качестве единого государства.

Вас обвиняют в растрате 22 миллионов рублей, выделенных вам из фонда «Сколково», при этом само «Сколково» подало к вам иск на 9 миллионов. В чем суть этого дела? Есть ли у вас реальные возможности доказать в России свою невиновность?
Дело Сколково выдумано следователями от начала и до конца. Выделявшиеся фондом деньги направлялись ни на какие не лекции, это прямое вранье, а на разработку правил работы Сколково и привлечение туда лучших научных кадров и первоклассных инвесторов со всего мира, на создание условий, чтобы наши инноваторы не уезжали из страны. Причем, это не было моей заплатой – на эти деньги я организовывал поездки, например, руководства Массачусетского института по России, где они встречались с руководством Академии наук и ведущих российских ВУЗов. 

Следствие пыжится, но не может показать обогащения с моей стороны, то есть вопрос о мотивах моих действий висит в воздухе. Все проверили и убедились, что я живу на зарплату депутата и ни на что больше. 

Источник проблемы в том, что по закону депутат Госдумы не может прикасаться ни к каким деньгам, ему даже госорганы не могут оплачивать командировки и компенсировать расходы. Поэтому юристы выработали единственно возможную схему финансирования, она была проверена Счетной палатой, но все это Следственному Комитету не указ – они пытались доказать, что через меня финансировались протесты на Болотной площади, и именно поэтому меня привлекли для работы Сколково. На самом же деле причина в том, что идея этого проекта выросла из нашего новосибирского технопарка, в создании которого в 2006-2007-м годах я принял самое непосредственное участие. И был нужен человек со статусом и опытом, и поэтому даже опасения, связанные с моей оппозиционностью, ушли на второй план.

К сожалению, истина в России уже давно никого не волнует. Я не думаю, кстати, что это дело когда-либо дойдет до суда. Оно лежало два года без движения, его реанимировали тогда, когда кто-то сообразил, что предыдущая причина того, что я не могу въехать в Россию – тот самый иск на 9 миллионов, по которому мне закрыли границу – заканчивается. 

И вот на прошлой неделе впервые предъявили обвинения, хотя если судить по СМИ, меня уже трижды должны были расстрелять на Красной площади. На самом деле цель одна – держать меня где-нибудь подальше, пока не закончится депутатский срок в 2016м году, а там видно будет. Ну и в процессе, конечно, максимально испортить репутацию по принципу «ложечки найдутся, а осадок останется».

Кстати, сам проект «Сколково» еще существует, или он настолько же провальный, как и ряд так называемых «государственных проектов» времен путинского (включая, конечно, Дмитрия Медведева) президенства?
Проект существует. Бессмысленно говорить о провальности, когда провалилась вся страна. Его предтеча – новосибирский технопарк – доказал правильность концепции, он себя уже окупил. 

Сколково прекрасно началось, вызвало огромный интерес в профессиональном сообществе (конечно, и большую ревность тоже, но это нормально). Не думаю, чтобы массачусетский MIT мог пойти в заведомо провальную историю, тем более, что для него это была инвестиция. Однако резкая демодернизация после возврата Путина, фактическая война, объявленная им «креативному классу», ухудшение экономических условий для малого бизнеса, и теперь вот еще международная изоляция – вот что ставит под вопрос будущее Сколково. На самом деле, сейчас инновационные проекты в России возможны только на внутреннем спросе и минимальных капвложениях, а это означает – отрасли, обслуживающие потребительский спрос, плюс оборонка. 

Очевидно, что это скандальное расследование о растрате и стало причиной того, что с лета прошлого года вы проживаете в США и возвращаться в Россию не намерены. Вас объявят в розыск через Интерпол? Будут требовать депортации? Насколько, как вы считаете, российские власти готовы идти до конца в стремлении посадить вас за решетку, сломать вас, возможно, уничтожить?
Я нигде не проживаю, потому что у меня только туристические визы. Поэтому все время должен ездить. Запрос в Интерпол с требованием депортации, думаю, вполне вероятен – но после некоторых не очень приятных процедур, уверен, эта уважаемая организация подтвердит политический характер преследования. Думаю, российские власти это прекрасно понимают, и больше хотят меня нейтрализовать, чем заполучить в Россию со всем вытекающим из этого скандалом и головной болью. Скорее, они надеются, что я устану и попрошу где-нибудь политическое убежище, что докажет их тезис, что я иностранный агент. А я не буду.

Чем вы в США занимаетесь? Гостеприимна ли по отношению к вам Америка? Чем Вас огорчает и радует?
Как я говорил, я здесь не живу, хотя бОльшую часть своего времени я провожу действительно в Штатах – две трети в Калифорнии, треть на Восточном побережье. Я хорошо знаю вашу страну, очень много раз в ней бывал и до того.

У меня есть профессиональная работа, которая дает возможность сводить концы с концами – работа со стартапами. Но главное, все-таки, это задача придать новый импульс российской диаспоре, помочь ей сорганизоваться для защиты своих интересов, как это делает украинская. Если это произойдет, это будет очень важным для России, как ранее стало ключевым для перемен в Украине. 

Наша российская разобщенность огорчает сильно, тем более, что этим всем пользуются далеко не в наших интересах. Если удастся на это повлиять – я думаю, будут и новые проекты, и возникнут ответы на два ключевых вопроса, которые люди все время задают российской оппозиции: что вы собираетесь делать и кто придет к власти после Путина? Нашей стране не впервой собирать разбросанные по всему миру камни…

© RUNYweb.com

Просмотров: 7604

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости