Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 09.09Глава инвестиционного фонда университета Брауна уволился, протестуя против бойкота Израиля
- 03.29Американские евреи создают собственное агентство безопасности
- 02.17Тысячелетняя Библия Сассуна может стать самым дорогим историческим документом
- 02.14Антидиффамационная лига обвинила Канье Уэста в росте числа преступлений на почве антисемитизма
- 05.16Министр иммиграции и абсорбции Израиля встретится с жителями Нью-Йорка
История и традиции праздника Хануки
8 Декабря, 2012
История и традиции праздника Хануки
Ханука - еврейский праздник, который начинается 25 кислева и продолжается восемь дней, до 2 или 3 числа месяца тевета по иудейскому лунному календарю, т.е. в декабре по григорианскому календарю. В этом году начало Хануки выпадает на неделю с 9-го по 16-е декабря.
ХАНУКА. История праздника
Среди праздников, которые установил Господь для Израильского народа, подобного праздника нет. Начиная со 164 г. до н.э. евреи всего мира празднуют эти дни – всего восемь дней (по еврейскому календарю – с 25 числа месяца кислев по 2 число месяца тевет). Называется этот праздник «Ханука». Слово это образовано от слова «лахинот», которое переводится с иврита, как «освящать» или «обновлять». Иное название Хануки — «праздник света». Что же произошло в то время? Какие чудеса сделал Господь, Бог наш, Царь Вселенной «отцам нашим в те дни, в это время года»?
Начиная с 198 г. до н.э., земля Израиля перешла под власть эллинистической Сирии, в которой правила династия Селевкидов. В это время культура эллинистического мира уже не была культурой Греции классического периода. Но на её основе образовалась «всемирная универсальная культура», проникшая во все страны, которые завоевал Александр Македонский. В этой культуре перемешались обычаи и традиции многих языческих народов. Греческий взгляд на мир с его культом «гражданина Вселенной» получил широкое распространение. Хотя Македония и Рим, Сирия и Египет иногда воевали друг с другом, всё же их объединял эллинизм. Для всех народов того мира это была основная и приемлемая культура, но только не для евреев. В то время были небольшие группы «митьявним» — евреи, уподоблявшие себя эллинистам. Они хотели, чтобы евреи были, «как все другие народы».
Соблазны эллинской культуры постепенно отрывали евреев от религии отцов. Гимнасии, спортивные игры, языческие праздники и спектакли в честь греческих богов привлекали ослабевших в вере евреев. Верные Торе евреи самоотверженно отстаивали веру отцов, однако были и такие, которые больше и больше склонялся к язычеству. В апокрифе 1Маккав.1:41 описывается то время: «Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение и принесли жертвы идолам и осквернили субботу».
В 167 году до н.э. сирийский правитель Антиох IV Эпифан издаёт указ о том, что всякий еврей, который хранит и изучает Тору, будет казнен. Под страхом смерти нельзя было изучать еврейский язык, святить шабат и отмечать еврейские праздники. Запрет был наложен на все еврейские традиции, в том числе и на обрезание мальчиков. Бог иудеев должен был считаться местным воплощением Зевса, верховного божества греков. Храм в Иерусалиме был осквернён, на жертвеннике всесожжений была принесена в жертву свинья. В Святом святых была установлена статуя Зевса.
До этого времени евреи всё терпели. Они пытались, как можно удобнее, пристроиться в тех условиях, но рабами эллинистической системы себя не считали. А когда давление усилилось, рабство стало невыносимым. И в этом же 167 году до н. э. в городе Модин (или Модиин), недалеко от Иерусалима, против существующего порядка восстал священник из рода Хасмонеев – Матитьягу. Рядом с ним встали пять его сыновей.
Восстание было равносильно самоубийству. Сам Матитьягу был священником, и никто из них не умел воевать. Однако небольшой отряд евреев противостал профессиональному войску. Бог допустил для Своего народа такое испытание, когда им пришлось сделать свой выбор. И этот выбор стал началом чудес в их жизни.
Первой жертвой восстания стал еврей-отступник, который вышел к языческому алтарю, установленному на площади города, чтобы принести жертву Зевсу. С криком «Милеха Шем-элай» («Тот, кто за Господа, — за мной!», Исх. 32:26), Матитьягу с сыновьями набросились на сирийских солдат.
Маленький отряд еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы. Несмотря на опасность, численность его постепенно увеличивалась. Вначале война носила партизанский характер, позднее превратилась в освободительное движение. Когда преклонных лет Матитьягу умер, восстание возглавил его третий сын Иегуда Маккавей. «Макаби» — молот (с иврита), такое было прозвище у Иегуды. «Макаби»- это также и аббревиатура боевого клича повстанцев «Ми камоха баэлим, Гашем?» («Кто подобен Тебе, Всевышний?», Исх. 15:11).
Через три года жестоких боёв повстанцы поразили войска Антиоха, освободили Иерусалим и овладели Храмом. Это произошло в 164 г. до н.э. 25 числа месяца кислев. Эта дата не случайна. Согласно преданию, 25 кислева произошло освящение переносного Храма (Мишкана) в пустыне. В этот же день и месяц был освящён восстановленный второй Храм. И осквернение Храма сирийцами было тоже 25 Кислева 167 г. до н.э.
В этих сражениях силы сирийцев значительно превосходили силы евреев как в количестве, так и в качестве. Войска противника были профессионально обучены, а отряды Иегуды состояли из плохо вооружённых пастухов, земледельцев и ремесленников. В решающей битве за Иерусалим 6 тысяч евреев выступили против 40 тысяч сирийской пехоты, 7 тысяч конницы, 38 боевых слонов и множества вспомогательных подразделений. Но евреи постились и молились: «Боже! Мы бессильны, если Ты не вернёшь нам Храм, жертвы и священство! Мы умираем без истинного служения Тебе!»
Суть войны с Антиохом сводилась к борьбе за право остаться еврейским народом, к решимости очистить Храм и снова посвятить его Богу. Почему евреи так решительно боролись за возвращение Храма? Потому что согласно библейским постановлениям, Храм стоял в самом центре еврейской веры. Храм был тем местом, где можно было приносить жертвы Богу для прощения грехов.
И вот Иерусалим освобожден, и отряды Иегуды Маккавея вошли в Храм. Там они обнаружили «мерзость запустения». Храм и жертвенник были осквернены. Евреи разобрали осквернённый жертвенник и сложили новый, очистили и освятили Храм. Талмудическая традиция повествует, что масло для меноры, хранящееся в особом помещении Храма, также было осквернено. Сосуды с маслом были вскрыты, печати на них сломаны, поэтому масло это считалось нечистым и непригодным для меноры — храмового семисвечника.
Почему так важно было наличие масла для меноры? Это было необходимым условием, чтобы возобновить богослужение в Храме. Ведь менора в Святом должна была гореть постоянно (Исход 27:20-21). Оставалось зажечь менору. Но во всём Храме не осталось ни одного сосуда с ритуально чистым елеем. После долгих поисков был найден единственный неосквернённый кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника. Но этого масла должно было хватить только на один день горения меноры. Нужно было восемь дней, чтобы подготовить новое масло. Но их жажда по Богу, жажда по Божьей милости, по Божьей радости победила все сомнения. Тем более они жаждали такого служения, какое Он Сам заповедал. Евреи зажгли менору, имея только однодневный запас масла. Но… менора горела 8 дней, пока не было приготовлено новое, освящённое масло. Служение в Храме пошло в обычном порядке – постоянно заливалось масло в менору, совершались предписанные Торой служения и жертвоприношения.
В память об очищении Храма и освящении жертвенника был учрежден праздник Обновления (см. Иоан.10:22) как постоянный 8-дневный праздник, получивший в еврейской традиции название Ханука. В апокрифе 1Макк.4:52-58 об учреждении этого праздника сказано следующее:
52. В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев (Кислев) – сто сорок восьмого года, встали весьма рано
53. и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжения.
54. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цимбалами, гуслями и кимвалами.
55. И весь народ падал на лице свое, и молились, и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.
56. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
57. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.
58. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников».
Упоминаемый в 52-ом стихе 148-ой год соответствует 164-му году до н.э. и отсчитывается от 312-го г. до н.э., принятого в эллинистическом мире за начало летосчисления.
Традицию праздновать Хануку 8 дней объясняет 2 Книга Маккавейская, связывая восстановление Маккавеями Храма и жертвоприношения в нем с восстановлением принадлежности еврейского народа своему Творцу и Божьего присутствия среди Своего народа и проводя параллели празднованию праздника Сукот и строительству Храма Соломона и его освящению:
«И провели они в веселье восемь дней по подобию праздника Кущей, воспоминая, как незадолго перед тем временем они проводили праздник Кущей, подобно зверям в горах и пещерах» (2Макк.10:6). «Точно так и Соломон торжествовал восемь дней» (2Макк.2:12).
ХАНУКА. Традиции
В эти дни вместо обычного семисвечника в семьях зажигают праздничную менору, состоящую из восьми свечей. Каждый день зажигают на одну свечу больше, как знак усиления того чуда, которое произошло в те дни. Произносят благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время и Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать ханукальный светильник».
Дни праздника:
0- незажженная свеча
1 ххххх 00000001
2 ххххх 00000012
3 ххххх 00000123
4 ххххх 00001234
5 ххххх 00012345
6 ххххх 00123456
7 ххххх 01234567
8 ххххх 12345678
8 свечей праздничной меноры зажигают отдельной, девятой свечой, которая называется «шамаш» — «служка» (ивр.). Именно она указывает на Иешуа – наш истинный свет, который приходит, чтобы осветить нашу жизнь. Так же, как и свеча-служка, Иешуа пришёл к нам служить (Марка 10:45). Он дал нам свет (Иоанна 1:4-5), чтобы мы сами могли стать светом для других.
Сохранился обычай выставлять на этот праздник в окне ханукию (праздничную менору), чтобы прохожие могли её видеть. Так исполняется указание об «обнародовании чуда». Раньше менора стояла только в святом Храме, и свет её могли видеть только священники. Ханукия ставится у двери дома снаружи или на окне, чтобы свет её был виден всем (Матф. 5:14-16). Теперь же в каждом доме есть праздничный свет. А человек, зажжённый огнём Иешуа, становится Храмом Святого Духа.
В храмовой меноре всегда горело одинаковое количество фитилей (7). В ханукию же каждый день добавляется одна свеча. Ортодоксальный иудаизм не распространялся за пределы народа Израиля. Царство Божье растёт и распространяется по всему миру.
В Мишне сказано, что в Храме находились 4 золотые меноры высотой по 23 метра. У каждой из них — золотые чаши на верхушках. 4 лестницы вели к менорам. Младшие когены (священники) взбирались к светильникам с кувшинами масла, которое они выливали в чаши. Из поношенных одежд и поясов коганим изготовлялись фитили, и их зажигали в меноре. Не было ни одного двора в Иерусалиме, который бы не освещался светом торжества. Благочестивые и добродетельные люди держали в руках горящие факелы и танцевали вокруг менор, воспевая хвалебные песни. А левиты в это время играли на арфах, лирах, цимбалах и трубах.
На Хануку дети играют в свою любимую игру – крутят «дрейдл», четырёхсторонний волчок. На каждой стороне нарисованы еврейские буквы: нун, гимел, хэй, шин, – составляющие сокращение изречения: «Нес гадол хайя шам» («Чудо великое свершилось там»). Именно так еврейские дети тайно изучали свой язык и Тору.
Евреи в эти дни готовят «латкес» — оладьи из картофеля, жаренные на оливковом масле. Так как чудо хануки касается масла, вся пища готовится на растительном масле. В Израиле излюбленное блюдо Хануки – суфгания – булочки с вареньем.
Автор: Раввин Борис Грисенко
Источник: baruhaba.org.ua
Добавить комментарий
0 комментариев