-->
Пятница, 29 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Берлин, как много в этом звуке... Часть вторая.

7 Сентября, 2011, Автор: Геннадий Кацов

Наземное метро S-Bahn в Берлине.

Наземное метро S-Bahn в Берлине. Фото © RUNYweb.com

Выход из метро возле Бранденбургских ворот.
Выход из метро возле Бранденбургских ворот. Фото © RUNYweb.com

В своих прошлогодних заметках о наших путешествиях по Монреалю я уже писал, что по приезде в незнакомый город самое для нас последнее дело – посещение музея. Я объяснил свою позицию, оставаясь при этом неутомимым поклонником искусства, и страстным почитателем изобразительного. Однако, знакомство с городом мы всегда начинаем с прогулок по нему и этим же заканчиваем. Независимо от того, сколько дней или часов нам предстоит в городе провести. 

Расписание наше неизменно: с десяти утра, примерно, и до позднего вечера. Ноги гудят, глаза насыщены образами и подобиями, а легкие – воздухом. В ушах звенит городской атональный шум, при этом память всю ночь перебирает во сне названия улиц, соборов, площадей, памятников, лепнину старинных фасадов, архитектуру парков и фонтанов, уют крошечных ресторанчиков, запахи переулков, шелест листьев в темных и светлых аллеях, обрывки фраз при общении со случайными знакомыми.

Один из туристический автобусов в Берлине.
Один из туристических автобусов в Берлине. Фото © RUNYweb.com

Знакомство с новым в биографии городом надо начинать с туристического автобуса. В первый же берлинский вечер, в обществе давних друзей мы коллективом пришли к этой мысли. Высказанной, лично для нас, уже не в первый раз.

Вечером, в день приезда, мы посетили моего московского приятеля Андрея Амлинского, сына известного советского писателя Владимира Ильича Амлинского. Андрей закончил сценарный факультет ВГИКа, но в настоящее время владеет рекламным агентством и живет в Италии и Германии попеременно.

По соседству с ним в Берлине проживает еще один мой давний друг - Евгений Дыбский. Удивительный художник, ставший известным еще в Москве перестроечных 1980-х. Я выцыганил у него их совместную с покойным поэтом Алешей Парщиковым книжку «Землетрясение в Бухте Цэ», издания 2008 года. Предпоследнюю, по-моему, прижизненную книжку Парщикова.
Кстати, Алеша меня с Дыбским и познакомил в заснеженной Москве начала 1980-х.

Мы сидели в берлинском лофте четы Амлинских, вспоминали разные московские истории, наших общих приятелей. 

Мы не виделись больше двадцати лет и нам было, что и кого вспомнить.

«Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал.» (Любопытно отношение к этому эпиграфу к «Бахчисарайскому фонтану» cамого Пушкина – в письме к Вяземскому он пишет: «”Бахчисарайский фонтан“, между нами, дрянь, но эпиграф его прелесть».)

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Перешли к насущной теме нашего с Рикой путешествия по Берлину. И пришли к коллективному выводу, который аргументированно изложил Андрей примерно так: «Прежде я по-снобски считал потерей времени знакомство с городом в туристической автобусной поездке. Теперь понимаю, что с этого в любом городе надо начинать».

Мудрость нарабатывается годами, как трудовая мозоль. 

Я пришел к такому же выводу несколько лет назад. В незнакомом городе мы прежде всего ищем туристическое агенство с городскими автобусными экскурсиями. В Берлине City Circle Tour стоит 20 евро. Аудиогид на восьми, кажется, языках, включая русский. Вы оплачиваете один день проезда плюс следующий день до полудня. 

При этом автобус совершает по маршруту около 15 остановок. На любой из них вы можете выйти, ознакомиться с местными реликвиями, после чего на той же остановке сесть в автобус этой турфирмы и продолжить знакомство с городом. За все заплачено с утра и наперед.

А уже после поездок, на следующий день, птица счастья и сила впечатлений от города – в ваших руках. Вернее, в ногах. Экскурсионное знакомство – наш первый шаг к освоению городской топографии, культурного его ландшафта и прочих иностранных характеристик места и времени. Затем мы осваиваем самостоятельно карту и оставляем свой след на уже не обязательно туристических тропах.

Кстати, о карте. Направляясь в гости к Амлинским в восточную часть Берлина, мы приобщились к тайнам берлинской метрокарты, и к великим мудростям проезда по городской надземке в случае с веткой S, и подземке при встрече с веткой U.

Прежде всего, в метро нет турникетов. Я вспомнил Вену 1989 года, когда впервые столкнулся с подобным буржуазным изыском, совершив в австрийской столице первую остановку на иммиграционном пути в Нью-Йорк. Нет ни турникетов, ни хлопающих дверей, либо их «револьверных» родственниц. Заходи на станцию, садись в поезд – и будь желанным гостем злого контролера.

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Мы удачно прибыли в Берлин в воскресенье, поэтому на перроне не было ни одного работника метро. Все надписи, подписи, пояснительные заметки, указующие повелительные наклонения, конечно, по-немецки. 

Хоть прими все это грамматическое буйство за приветствия по поводу нашего приезда – легче не станет.

На нашей станции Savignyplatz ветер таскал по перрону мелкий бумажный мусор. Как вы уже догадались, это была ветка S. Но это теперь мы с вами такие умные, а в первый день берлинской жизни я лично ничего, кроме немецкого «хэнде хоха» не знал.

В центре платформы стояла кирпичная будка с отсутствовавшим, естественно, работником. По обе стороны от нее, ближе к периферии платформы, торчали из пола две красных тумбы с горизонтальными экранами. Больше в пределах досягаемости, никаких электро-пневма-гидро-механических сооружений не было.

Мы не знали, сколько стоит билет. Хуже того, мы представления не имели, как его приобрести. В экране мы обнаружили значок британского Юнион Джека, то есть переключились на английские указующие фразы. 

Система оказалось достаточно запутанной, чтобы тут же застрелиться: надо было выбрать зону А, В или С, после чего определить по меню, чего мы от этого чуда современной техники хотим.

Когда мы уже почти осознали, что билет будет стоить 2,30 евро на одно лицо, молодая мать с маленьким ребенком на сидении взрослого велосипеда вызвалась нам помочь.

Она, везя велосипед с сынишкой, шла по платформе к лифту на нижний этаж. Она обратила внимание на двух странников, ошарашенных невиданными возможностями цивилизации. Она поняла, что они люди порядочные, то есть скорее заночуют на платформе метро, нежели войдут в вагон без билета. И она разумно пришла к выводу, что всей мощи их интеллекта может не хватить на его покупку.

Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Я не буду рассказывать, как десятиевренная банкнота возвращалась сквозь узкую прорезь несколько раз, и как я пытался всунуть ее обратно то лицом вверх, то лицом вниз. Там еще не всякого номинала банкноты принимают, но об этом издевательстве мы узнали в другой раз. 

И я не буду вас утомлять перечислением поэтапных шагов, которые привели нас к намеченной цели. Отдав 4,60 евро, мы поблагодарили добрую самаритянку и хотели было свободно вздохнуть. 

Все-таки, Берлин неплохой, как оказалось, даже сносный город.

Благо, мать мальчика говорила по-английски. Она поинтересовалась, знаем ли мы, что делать с этими билетами дальше. После всех мучений, если бы милая женщина сообщила, что их надо съесть, я бы не удивился. Скорее поинтересовался, чем в таких случаях берлинцы обычно запивают.

Но в сторону откровенный цинизм. Мудрая берлинчанка показала нам на малоприметный столб рядом с аппаратом по выдаче проездных. Столб был не менее красным (есть еще желтые подвиды, но с ними мы встретились, опять-таки, позже). 

У столба была своя прорезь. В нее надо было всунуть билет. Раздавался лязг со скрежетом стискиваемых клыков и резцов, после чего дорога к метропоезду была открыта. 

Все оказалось так просто, что можно было сойти с ума: после покупки билета, ты должен его закомпостировать. На каждом билете так и написано, хотя это еще надо сообразить прочитать: Bitte hier entwerten. 

Рядом, снизу, английская версия: Please validate your ticket. Последнее, понятно, для тех, кому немецкий уже совсем поперек горла.

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

И ни слова не написано о том, что билет действует на один проезд в одном направлении в течение двух часов. Об этом нам уже рассказал Женя Дыбский, удивляясь, как такие простые и естественные вещи можно не знать. Собственно, чем мы тогда занимаемся там, в ньюйоркском сабвэе?

Десять дней мы провели в Берлине, и не уставали наполнять себя знаниями по поводу городского транспорта. Оказывается, после 11 вечера билеты в метро уже не проверяют, а по воскресеньям вероятность встречи с контролерами почти нулевая. Это по одним источникам. По другим, и мы свидетели такого рассказа, контролеры могут появиться в выходные дни, после чего штраф (от 40 до 60 евро по нескольким версиям) неминуем. 

Поздно вечером от Амлинских мы возращались на бесплатном автобусе-шатле, который доставлял поздних пассажиров от одной закрытой в этот день и час метростанции к другой, еще открытой. 

Мы решили убедиться, что находимся на верном пути и в правильном автобусе. По-английски в Германии говорит даже любой немецкий турок. Я задал водителю мучавшие нас вопросы.

После чего мы перешли на русский. Водитель живет в Германии уже много лет, Берлин отлично знает и за свои слова готов ответить самой глубокой ночью. Услышав нашу русскую речь, перед тем как мне перейти на английский, он еще до моего вопроса сидел и загадочно улыбался. 

Мы перекинулись ничего не значащими фразами, типа, «А в Нью-Йорке есть автобусы?» - «Да, в Нью-Йорке тоже есть автобусы». 

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Ехать было недалеко. Подъезжая к остановке, водитель указал рукой путь к метро, после чего произнес: «Езжайте зайцами, сейчас никто не проверяет».

Понятно, что такое можно посоветовать только своим в доску людям. И от всей души. Но работник-то он был транспортной системы, куда входят и метро, и автобусы с троллейбусами, и берлинские трамваи, если они еще остались. 

Это все-равно, как если бы преподаватель советовал ученикам в школу не ходить, а владелец ликеро-водочного раздавал бы после полуночи алкоголь бесплатно. 

Мы, безусловно, прислушались к совету профессионала, но были немало удивлены. Хотя, сталкиваясь с немецким транспортом, нельзя быть гарантированным от малоприятных сюрпризов. Покидая Берлин, мы накануне попали в клуб Rickenbackers Music Inn. Каждый вечер в нем играют то рок, то джаз, то фанк, то соул. В электронном, аккустическом и любом специфическом направлениях. Наш приятель Ян Трояновский, игравший на ударных во всех легендарных клубах Нью-Йорка, принимал участие в берлинском джем-сешн.

Можно было легко представить, что вечер затянется до поздна, поскольку Ян знает всех и вся, а мы, как он кратко заметил, «должны со всеми познакомиться». Поскольку Трояновский живет в Западном Берлине с начала 1970-х, приехав в тогда еще капиталистический Берлин в возрасте шести лет, то мы догадывались о том, насколько задача в деле знакомств нам предстоит непростая.

Вечер получился отличный: музыкальный, с драйвом и теплом, исходящим от людей, прибывших в Берлин из разных стран, но объединенных музыкой, ритмом, синкопой в команду друзей и единомышленников.

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Мы летели в Париж ранним шестичасовым рейсом. Идея не возвращаться в гостиницу, а после клубного вечера сразу поехать в аэропорт, казалась единственно верной. Поэтому мы захватили чемодан заранее, оставив его в багажнике машины Трояновского.

К двум часам ночи музыканты начали расходиться. Кстати, еще и потому, что к клубу подъехали полицейские. Они очень вежливо предупредили, мол, завтра – рабочий день, а посетители клуба сидят на улице и шумно себя ведут, поэтому жители одного из соседних домов позвонили в участок и попросили, чтобы весь этот бардак накрыли к ебеней матери. 

Когда полицейский дошел до этого момента, до ненормативного уже апогея, голос копа вполне окреп, и стало ясно, что так можно до аэропорта и не доехать.

Ян направил железный экипаж к Тегелю (Tegel). В Берлине есть еще один международный аэропорт Шёнефелд (Schoenefeld). Я верю, что о ночном Шёнефелде можно рассказать много хорошего, но о ночном Тегеле ничего хорошего рассказать не могу. Разве что, в полпятого утра нам приготовили в местной закусочной свежевыжатый апельсиновый сок и предложили три только что расфасованных бутерброда, евро по семь каждый: с колбасой, ветчиной и лососиной. Твой выбор на твой вкус.

Но до этого светлого момента, мы настрадались по полной программе. Оказывается, берлинский аэропорт Тегель ночью закрывается напрочь. До половины четвертого утра. Прибыв после двух ночи в аэропорт, мы поцеловали закрытую дверь, и не обнаружили ни одной скамейки на свежем воздухе. Ян, распрощавшись с нами, отъехал домой, а мы остались под холодными звездами, в окружении впавших в крепкий сон железо-бетонных конструкций.

Берлин из окна экскурсионного автобуса.
Берлин из окна экскурсионного автобуса.  Фото © RUNYweb.com

Ни одной машины, ни одного существа – ни человеческого, ни собачьего, ни крысиного. Типичная, почти киношная Twilight Zone. 

Потом уже, к началу четвертого, стали появляться в штучном виде аэропортовские работники и намазывать мылом тротуар, поливать его машинами и машинами же высушивать. 

А до этого никого. Тишь, гладь да полет валькирий по небу полуночи.

Как нам объяснили старожилы, лето в Берлине проходит в следующем режиме: днем – солнце с ветром, ночью – ветер с дождем. В середине июля ночью не жарко, поскольку в привычном смысле лета нет, и с этим свыклись. Привычка, как известно, вторая натура. 

На улицах довольно часто можно наблюдать прохожих в кофтах, свитерах, а то и осенних куртках. Черт с ней, с идеей всеобщего потепления, но летом европейцу не позавидуешь (о парижских июльских пляжах я уже, в связи с этой поездкой, написал).

Мы удручающе провели время в промокшем ночном Тегеле, найдя какую-то странную нишу со ступеньками, ведущими по спирали куда-то вверх. Дознаться, ведет ли эта дорога к небу не довелось, поскольку путь преграждала решетчатая дверь. О нее можно было опереться, стараясь не обращать внимания на миазмы, пробивавшие воздух откуда-то снизу, из подвального помещения. Я вдруг, видимо не к месту, вспомнил Пастернаковское: «... В воздух вогнаны гвозди. Отеки путей запеклись.»

Берлин из окна экскурсионного автобуса: один из многочисленных берлинскийх каналов.
Берлин из окна экскурсионного автобуса: один из многочисленных берлинскийх каналов.  Фото © RUNYweb.com

За все это время подъехало еще несколько машин с несчастными потенциальными пассажирами. Она выползали нехотя из салонов, трогали закрытые двери. Чертыхались, не понимая, как народ, в лице его лучших представителей, вроде Гете, Манна, Бетховена, Ангелы Меркель, мог закрыть на ночь аэропорт Тегель. Была надежда, что этот народ не до конца забурел и аэропорт Шёнефелд был ночью открыт, но нам-то какое было до Шёнефелда дело!

К половине четвертого, с немецкой четкостью и пунктуальностью, начали расстреливать работников аэропорта. По очереди, выводя из помещения по одному и целясь в лоб без объявления приговора. 

То есть, под шелчки открываемых замков я вышел из полудремы, и понял, что это не выстрелы из ружей, и что коллективная экзекуция виноватых в той ночи, наполненной неуютом и бессонницей, откладывается.

А когда выпил соку, то подумал, что вот и слава Богу. Все живы, включая сновавших вокруг меня аэропортовских пролетариев и профессиональной интеллигенции, в виде летчиков и стюардесс, торопившихся к своим рейсам. Жизнь налаживается, новый день наступил и в Тегель завезли утренние газеты и журналы. 

Рядом с нами присели к столику мама, папа и три девушки. Похоже, две из них родные сестры, а третья – подруга. Они о чем-то щебетали по-тегельски, раскрыли купленные в Тегеле подростковые журналы, пили ранний тегельский кофе и закусывали бутербродами с колбасой, ветчиной и лососиной. 

Слава Богу, никого в этом Тегеле в то утро не расстреляли. А то кто бы напоил хорошеньких девушек кофе и накормил, собственно, чем Бог послал. 


Геннадий Кацов на станции берлинского метро. Фото © RUNYweb.com

© RUNYweb.com

Теги: Берлин

Просмотров: 8802

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости