Пятница, 22 Сентября 2017
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Loading video...

Съемка 30 сентября 2010 г.

Марина, 15 минут - и вся Ваша жизнь. Давайте начнем с детства, потом перейдем к юности, время иммиграции, эпоха иммиграции. Я знаю, что Вам есть, что рассказать, но у нас всего 15 минут.
Родилась в городе Одессе, знойном, жарком. Ежели можно так сказать, родилась у бабушки и дедушки, потому что они меня вырастили, с ними связана вся жизнь, юность, и, наверное, до сегодняшнего дня, уже спустя много лет после их ухода, все равно, это главные герои моей жизни.
Бабушка оставила замечательный след о себе. И теперь, по мере того, как я становлюсь все более и более взрослой бабушкой, я серьезнее провожу время с той книгой, которую написала моя бабушка, уже приехав в Америку, и оставила всем нашим родным и близким, как историю своей собственной жизни. Наверное, это очень непросто - рассказывать свою собственную историю.

Бабушка оставила книгу в рукописном варианте, или она опубликована?

Эта книга опубликована. Более того, идея написания этой книги пришла ко мне в тот момент, когда дедушка умер, и я понимала, что должна что-то в секунду придумать для того, чтобы еще на какое-то время удержать бабушку рядом. Буквально спустя несколько минут после его ухода, мы сидели с ней рядышком, и я ей сказала: «Напиши книгу о своей жизни».
И вот, столько лет, сколько бабушка писала эту книгу, потом редактировала, потом мы ее издавали, потом мы ее отправляли в библиотеки Америки, - столько лет моя бабушка жила. Наверное, продолжает жить сегодня, потому что время от времени ко мне подходят люди в разных уголках этой страны и говорят, что читали книгу моей бабушки. Это такая наивная история, наверное, как каждая история, рассказанная человеком самим. Как и моя история, наверное, в ней присутствует где-то наив, взгляд изнутри.

Вы закончили какое-то высшее учебное заведение в Одессе?

Я в Одессе не закончила высшего учебного заведения, потому что, как все дети моего поколения, мы стремились в Москву, в Москву, в Москву. Для меня таким городом был всегда Ленинград, хотя дорога была в Ленинград нелегкой. Путь лежал через Сибирь.
Я какой-то эпизод своей жизни прожила в Сибири, училась в Иркутском Государственном университете им. Жданова, заканчивала - Ленинградский Государственный университет им. Жданова. И до сегодняшнего дня отношу себя к такой гильдии этнографов, потому что лучшие годы своей творческой жизни провела в музее Этнографии народов СССР в те годы. Сейчас это музей Русской Этнографии, с которым меня до сегодняшнего дня связывает дружба, постоянная переписка, перезвон, перестук.
То есть, это глава моей жизни, которая никогда не переписывалась, но всегда дописывается. Друзья, близкие – они со мной.
Приехала я в США в 1979-м году, из Ленинграда. В ту пору была состоявшимся музейщиком, этакой «музейной крысой». Когда друзья меня провожали, они, конечно, были в отчаянии, потому, что в те годы Россия была закрытой. Никто не представлял, каков удивительный огромный мир американских музеев, в котором мне очень повезло состояться. В 1980-м году, при полном отсутствии английского языка, но будучи достаточно серьезном музейщиком, я сумела получить работу в Государственном Бруклинском музее, где 3,5 года проработала в отделе костюма и текстиля куратором.
Участвовала во многих выставках. И когда несколько месяцев тому назад, в Метрополитен-музее открылась выставка костюма из коллекции Бруклинского музея, - вот это была, пожалуй, практически первая глава моей жизни в этой стране. Я, вообще, человек очень счастливый, потому что мне никогда не хотелось переписать ни одну строчку, ни одну страничку, ни одну главу в моей жизни.
Я люблю все, что со мной происходило, все, что со мной происходит и даже то, отчего болезненно и больно, и подчас невозможно. Ну, есть главы, которые, наверное, что-то сделали со мной, есть главы, в которых я поорудовала, будь здоров как.

А что послужило причиной ухода из Бруклинского музея?

Причина ухода из Бруклинского музея была очень объективная, так как в то время пришел к власти президент Рейган, и в одном из первых своих декретов он объявил о сокращении государственных служащих.
А так как Америка страна демократичная и демократическая, то все происходит лояльно, и я независимо от того, какой вклад внесла в жизнь Бруклинского музея в тот момент, была последним человеком, последним по времени прихода. Таким образом, я стояла первой на выход.
Мои коллеги сражались за меня как могли. В результате меня оставили на службе в Бруклинском музее.
Но в тот момент я задумалась над своей жизнью. Подумала, что если вот так в любой момент кто-то может войти в мою жизнь и в секунду все разрушить, потому как, работая в Бруклинском музее, я представляла, что также как и в Российском музее, я буду работать там до конца жизни. И вот такое внедрение извне в мою жизнь меня навело на размышления, и я решила создавать свой бизнес.
А так как за годы работы в Бруклинском музее очень много путешествовала по Америке, то успела, как мне казалось в ту пору, полюбить, понять, влюбиться в эту страну.
Мне захотелось рассказать о ней соотечественникам. И у меня родилась идея создания туристического бизнеса.
В момент его создания я думала, что создам маленький локальный бизнес, который вот так и будет рассказывать соотечественникам о том, что я люблю, и что мне подарило устойчивость на этой земле.
А устойчивость на этой земле мне подарило, в первую очередь, понимание этой страны, понимание и ощущение того, что нет второго такого места на земле. Вот с этим я и вышла к моим соотечественникам.
Очевидно, неплохо вышла. Маленький бизнес, который начинался в мае 1982-го года, в течение 3-х - 4-х месяцев стал огромным, и рос намного быстрее, чем я начинала понимать, что такое бизнес. Причем, меня очень поддержали те мои соотечественники, которые в свое время в иммиграции путешествовали со мной по Италии.
Потому что, приехав в эту страну, я была, конечно, не очень деловым человеком. Я помню, когда-то, когда я из Одессы уезжала в Ленинград, мой бесконечно любимый, уже давно покойный отчим, стоя на перроне Одесского вокзала, плакал, потому что не представлял, как я, домашняя девочка, выживу в Ленинграде.
И когда я приехала в Америку, то думала о том, что мне по-настоящему в Америке легко не только потому, что я молодая и очень люблю эту страну, но и потому, что моя первая иммиграция была из южного города Одессы - южной, всеми любимой девочки, - в северный город Ленинград.
Я человек, наверное, очень благословенный судьбой, потому что мне по жизни везет на встречи.
Один из самых важных моментов в моей жизни – это встреча, в свое время, с Галиной Борисовной Волчек. С Галей Волчек, с Галочкой, которая – один из ближайших людей в моей жизни. Она человек, который никогда не стареет, никогда не взрослеет.
Вот такая, какой я ее встретила, такой она и остается для меня всегда: очень молодой, очень мудрой, бесконечно талантливой.
С Галей мы прожили и проживаем много интересных проектов. Один из грандиознейших проектов, который мы создали вместе – это приезд театра «Современник» в Америку, рывок, который никогда бы не смог произойти без моей дочери Рины.
Это одно из самых больших благословений моей жизни - то, что Рина не только моя дочь, но и самая близкая подруга и партнер по жизни. И несколько раз в жизни, когда перед Риной возникала грандиозная возможность изменить свою судьбу, биографию, оторваться, взлететь, она всегда решала оставаться рядом.
Все наши проекты мы проживаем, создаем, осмысливаем вместе. Рина была одним из идеологов проекта театра «Современник» на Бродвее. В ту пору никто не верил в эту возможность: вывезти русский театр на Бродвей. Никто не верил, что этот театр может состояться.

Какой это был год, Марина?

1996-й год. Русский театр стал лучшим театром года, получил Drama Desk Award, а мы в том году стали продюсерами года.
Так что в 1996-м году мы написали одну из важных страниц своей истории жизни – мы стали продюсерами года.
Таких страниц бесконечное множество. Очень важная страница – моя встреча в самолете с хором Миши Турецкого, тогда хор был только что создан. На протяжении 6-ти лет я была продюсером, была вместе с Мишей, можно так сказать, главным действующим лицом этого хора.
И я рада, что те проекты, которые играли роль в моей жизни, - продолжают свою жизнь со мной или без меня. Это замечательно, что дни, годы, моменты не прошли даром.
Сегодня у нас тоже множество проектов. Замечательный, грандиозный проект Большого театра. У нас наш фестиваль, который знают в различных уголках мира. Через несколько дней я отправляюсь в путешествие в одну из стран мира, куда меня пригласила дочь президента страны.
Жизнь продолжается.

Марина, с кем из ныне живущих людей Вы бы хотели встретиться?

Из ныне живущих людей, которых я не знаю?

Как угодно.

Я думаю, ответ очень прост. Мне интересен каждый человек, живущий на этой планете. Для меня нет особого интереса к тем, кто знаменитости, состоялись.
Выходя на улицу, я всегда готова к интересным встречам.

! Данный текст интервью является дословной распечаткой видеоинтервью. Авторская лексическая основа сохранена без изменений!

Марина Ковалева

Марина Ковалева - Марина Ковалева в Энциклопедии Русской Америки
  • Род занятий:общественный деятель, продюсер
  • Приехала в США в:1979 г.
  • Место жительства:Манхэттен, Нью-Йорк
  • Russian American Foundation

Краткая биография:

Марина Федоровна Ковалева родилась в г. Одесса.
В прошлом этнограф, старший научный сотрудник Музея этнографии народов СССР, Ленинград. В эмиграции с 1979 года. Некоторые факты биографии
в Америкe:
1980 г. - 1982 г. - научный сотрудник Государственного Бруклинского Музея в г. Нью-Йорке. Возглавляла отдел Костюма и Текстиля. Автор статей по истории русского народного искусства, русского костюма и текстиля в престижных профессиональных изданиях США и Англии.
1981г. – консультант издания «Сокровища русских царей» из исторической серии «Сокровища правителей мира»
1982 г.- основатель туристического  агенства «People Travel Club».
1984 г.- партнер Интуриста. 1987 г.- 1995 г.- «People Travel Club» - лидер на американском рынке по туризму в Россию и Восточную Европу. 1997 г.- агенство стало частью крупнейшей американской компании  «Главс Травел».
1989 г.- директор (с Американской стороны) 1ой  «перестроечной»   выставки «Америка -89» - привезла в Россию 187 крупнейших Американских компаний.
1994 г.- звание «Женщина года  Восточной Америки» в номинации «Бизнес»  рядом с лучшими представительницами американской политики, спорта, культуры и искусства.
1994 г.-1996 г. – со-издатель и со-редактор журнала «Нью-Йорские сезоны» - 1го журнала на русском языке о культурной жизни Нью-Йорка.
1995 г.-1998 г.
автор и ведущая телепрограммы «Нью-Йорские сезоны»
1998 г.-2004 г. – автор и ведущая различных радио программ с участием звезд России и США.
1996 г., 1997 г. – генеральный продюсер гастролей театра «Современник» на Бродвее. Впервые в истории неамериканский театр  вышел на Бродвей и получил самую высокую награду театра США «Drama Desk Award»,  Марина Ковалёва получила звание «Продюсер года 1997 на Бродвее».
1998 г.- продюсер совместного с Александром Масляковым и АМИК - КВН – проекта на сцене Madison Square Garden.
1999 г. – 2000 г. - автор проекта выставки «Сокровища народов России» (из коллекции С-Питербурского Музея русской этнографии) в Калифорнии. Автор каталога  «Сокровища народов России».
1999 г., 2000 г. –со-продюсер  Константина Эрнста в проекте  «Старые Песни о Главном» на сцене Radio City Music Hall.
1995 г.- 2001 г. совместно с мэром Джулиани –продюсер городских фестивалей в Нью-Йорке для русскоязычной, тибетской и других этнических общин города Нью-Йорка.
2002 г. - 2005 г. совместно с компанией  «Интерфест» - соорганизатор ежегодного кинофестиваля «Russian Film Week in New York».
С 2002 года по настоящее время  постоянный консультант самой популярной Американской газеты Daily News – ежедневный тираж  - 708,477. 
С 2002 г.-2006 г. автор идеи проекта «Russian Beat» в еженедельном воскресном выпуске газеты Daily News -2 страницы о жизни русскоязычной общины США и России.
2004 год - совместо с Русским Радио со-продюсeр 10го Юбилейного празднования «Золотой Граммофон» на сцене Radio City Music Hall,
с участием звёзд Российской эстрады и главных фигур политики и бизнеса США.
2004 г.- 2006 г.– представитель Дональда Трампа в проведении конкурса «Мисс Вселенная в России».
2000 г.-2009 г. – консультант крупнейших политиков города и штата Нью-Йорк.
2005 г. –продюсер и спонсор празднования  60-летия Дня Победы в Нью-Йорке.
2005 г.- продюсер Телемоста Ветеранов между ветеранами России и США к 60-летию Дня Победы
2005 г. – продюсер Дня Российской Культуры на крупнейшем спортивном стадионе -Keyspan Park.
2005 г. – куратор и продюсер  юбилейной выставки скульптора Эрнста Неизвестного в National Arts Club.
2005 г. – продюсер и организатор церемонии вручения награды «Tree of Life» Зурабу Церетели.
2004 г. - 2005 г. – официальный Консультант Предвыборной Кампании Мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Первая русская, вошедшая в официальную команду мэра.
2006 г. – постояный партнёр РК-Productions & White Cherry Entertainment (организаторы инаугурации Президента Обамы) в проведении конференции крупнейшего профсоюза США «International Brotherhood of Teamsters» в Las Vegas.
2006 г. – менеджер и Пиар предвыборной кампании первого победившего русскоязычного кандидата в Ассамблею Штата Нью-Йорк.

1997 г. по настоящее время – консультант крупнейших фирм США:
Крупнейших девелоперовских компаний США  «Трамп Груп» и «Форест Сити Ратнер»,  баскетбольной команды «Нью-Джерси Нетс», крупнейшего в мире казино «Фоксвудс», компании «Таргет», компании «AT&T», «Вестерн Юнион», «Ситибанк», газеты «Дэйли Ньюз» и многих других.
2003 г. –по настоящее время - продюсер ежегодного события, городского праздника  «Russian Heritage Festival»   -фестиваля  «Русское Наследие», совместно с газетой Daily News и Мэром города Майклом Блумбергом.
2007 г. –  совместно со старейшей Академией  Балета Большого Театра и Риной Киржнер –Вице-Президентом РАФ - основатель Летних Мастер-Классов Академии Большого Театра в Нью-Йорке.
Мастер- Класс не только пропагандирует русскую культуру  балета среди Американцев, но и обучает русскому языку и русским традициям.
2009 г. –совместно с руководством города Нью-Йорк основатель
1-ой   Русско-Американской Книжной Ярмарки.
2009 г. - главный организатор и инициатор продвижения закона о русском языке совместно с Губернатором штата Нью-Йорк Давидом Патерсоном и Сенатором штата Карлом Крюгером .
2009 г. сентябрь - организатор торжественной церемонии подписания Нового Закона провозгласившего, что в городах с населением в миллион и более жителей все избирательные материалы в штате Нью-Йорк будут переведены на русский язык.

Ссылки: