Спонсор интервью - Алла Лисовецкая
Cъемка 03 ноября 2010 г.
Олег, за эти 15 минут расскажите о себе. О своем детстве, своем творчестве, годах иммиграции. Пожалуйста, Вам слово. Давайте начнем с дня рождения и с места рождения.
День рождения - 25 июля, знак - Лев, группа крови – 2-я, по-моему, положительная. Я, вообще, позитивный человек. Такие - рождаются в городе Запорожье, на Украине. Теперь говорят "в Украине". Другая страна. И самое яркое впечатление моего детства – это мои родители, которые, слава богу, живы и здоровы. Они приезжают ко мне из Германии, где они живут уже 15 лет. Музыканты. Папа - титулованный: рн заслуженный, он народный, он серьезный. Никакой, никакой попсы не приемлет. Руководил академической капеллой, детским хором.
Мама музыкант, с образованием серьезным – пианистка.
Самое яркое впечатление детства - это то, что называется в Америке «Radio days» - радио. Я помню радио, помню, как слушал "Полевую почту "Юности", замечательную, тогда новую программу «Встречу с песней». И мне безумно было интересно, откуда в мире столько музыки существует, песен столько много.
А Татарского - на радио, Вы слушали?
Ну, вот он ведущий был «Встречи с песней» - Виктор Татарский. Все это я помню. И вот, когда уже годы спустя, я приехал на радио, и меня познакомили с ним (я виделся с ним только раз в жизни), мне было так смешно, думаю, надо же: такой голос, как у Левитана, а оказалось - человек скромный, худенький такой. Вообще, думаю, что-то не то. Магия голоса!
С тех пор я больше, честно говоря, люблю радио, чем телевидение, потому что голосом можно очень много чего сделать. Когда мы подружились с Кларой Михайловной Румяновой, которая озвучивала мультфильмы, я был поражен, что человек издавал звуки: зайчик, кролик, чебурашка. А с виду, нормальная женщина. Ходили в магазин за картошкой, когда я был у нее в гостях. В общем, нормально все. Вот магия голоса. Вот, чего не хватает у нас на радио, нынче, в нынешние дни. А тогда это было.
Вы в детские годы чувствовали, что Вы - человек эстрады?
Ну, как в детские годы чувствовал? У меня было увлечение, сумасшествие, за что мне попадало очень часто от родителей. И до сих пор все сохранилось. Я имею ввиду - коллекцию пластинок.
В Запорожье, где я прожил школьные годы, до середины школьных лет, был универмаг «Украина», где был огромный отдел граммпластинок. И продавцы уже знали, что придет сумасшедший еврейский ребенок. И будет скупать по 60 и 30 копеек граммпластинки. У меня все это сохранилось. У меня коллекция, около 6000 пластинок и дисков. Я это привез с собой, через Германию, через Европу.
Все это находится у меня дома. И фирма «Мелодия», - у меня этот знак, он прямо за мной ходит. Знак, Лого, как мы говорим, фирмы «Мелодия». И каждый раз, когда я беру ту или иную пластинку, я вспоминаю историю, как было все куплено.
Не только, кстати, я в Запорожье дома покупал. Потом, когда уехал в Тверь учиться, в Университет; потом в Москву, на гастроли когда мы ездили. Я помню, когда Аида Ведищева, моя самая любимая певица, уехала в Америку, ее пластинки сняли с продажи. И я приехал, по-моему, в Ашхабад, или в Чимкент, или куда-то в Улан-Удэ. Я увидел ее пластинки. И купил для нее и для себя целый ящик ее, коробку. Там было, по-моему, 20 штук: «Ах, Наташа», «Старый сад», на другой стороне были песни Вадима Гамалии: «Чет или нечет» и «Окна светятся». Вот этой пластинки купил 20 штук.
Я знаю, у Вас были годы, когда были отмечены Ваши выдающиеся способности. Вы были маг-кудесник на сцене, запоминали какое-то количество цифр, невозможное, и.т.д. Это как объяснить в Вашей биографии? Откуда это взялось?
Мне было лет 7, когда в Запорожье приехал замечательный артист из Ленинграда, он, вообще, одессит с берегов Невы, Лев Бендиткис, который себя позиционировал, как последователь Вольфа Мессинга.
Рыжий такой, с огненным взглядом? Я тоже помню его по Евпатории.
Ну да, наверное, да. Это был очень популярный жанр, к сожалению. Этого жанра нет, мне предлагали вернуться на гастроли в Россию, но это все не актуально. Это все из прошлого века. В прямом смысле слова – это все из прошлого века.
И я помню, как он исполнял классические опыты, то есть, он уходил за кулисы со "стражниками" (люди, которые за ним следили, чтобы он не подсматривал, не подглядывал). В это время зритель спрятал иголку в зале. И так получилось, что мы с мамой сидели на крайних местах – я с детства люблю крайние места: в самолете, у меня даже в гараже крайнее место, чтобы никто не мешал.
Он спрятал эту иголку в шиньоне у моей мамы. Я точно знал, что они не знакомы, что они не, спаси бог, в близких отношениях. И когда он нашел эту иголку в шиньоне у моей мамы, я просто сошел с ума и стал читать книги академика Китайгородского «Реникса» и.т.д., мемуары Вольфа Мессинга, Михаила Куни – мне это было безумно интересно.
Я к годам 17-18-ти подготовил программу, она так скромно называлась «Я прочитаю вашу мысль». Это был первый на российской эстраде концерт, не с медицинским уклоном, а с эстрадным.
То есть, если мои коллеги, за исключением Бендиткиса, или Юрия Горнова, лечили людей, по колхозам ездили разные доморощенные люди, мне всегда казалось, что сцена – уровень выше. Значит, нужно что-то показать необычное. Я отгадывал имена великих людей, которые задумали в зале, города и страны мира, даты исторических событий, искал предметы в зале, и в конце уже, когда я попал на эстраду, в огромную организацию «Росконцерт», уже в конце я подготовил мой самый любимый номер.
Меня долго не аттестовывали, как певца. Тогда я решил отгадывать песни, задуманные зрителями, и их исполнять. Мне никто не мог этого запретить в моем сольном концерте. И я пел на испанском, на японском. Тогда была популярна песня «У моря, у синего моря» и другие песни, на английском, естественно. Мне безумно нравилось.
И потом какая-то другая фирма, не "Мелодия", выпустила мою пластинку, которую мы продавали на концертах, когда уже были первые кооперативные концерты. Ну, а потом я решил, что уже народ признал, уже пластинка есть, как у взрослого. Я маме отправил пластинку и звонил: «Ну что, мам, получила»? – «Нет, не получила».
На следующий день звоню: «Мам, получила?»
Она говорит: «Да». И у мамы другой взгляд был на все. Она сказала: «Ты поешь тише, чем играет оркестр». Я говорю: «Это такой монтаж, такое сведение». Ну вот, с тех пор все пошло.
Кстати, можно всему этому научиться? Или это должны быть какие-то особые природные данные?
Тогда бы я сказал, что нет, потому что нам выгодно было говорить, что нет. А теперь – конечно, идеомоторный акт, развитие памяти. Основа - память и чувствительность. Конечно можно. Я до сих пор обожаю читать энциклопедии, мне очень нравится получать информацию. Как сказал Энди Уильямс, американский певец: «Вы дилер, вы выкапыватель, вы выкапываете все». То есть, мне интересно, если я чего-то не знаю, то мне это, так сказать…Я расстраиваюсь очень, если кто-то что-то знает, а я нет.
В "Энциклопедии Русской Америки" Вы тоже, видно, покопаетесь.
Ну да, я еще не был там. Но мне было приятно, когда буквально лет 5 назад мне привезли из Москвы толстую энциклопедию, которую издал Политиздат России. Называется она «Эстрада России». Там обо мне отдельная статья энциклопедическая. Я не ожидал. Мне это было странно, - рядом с именами других.
Говорят, в мире эстрады очень редко люди дружат; все, в общем-то, сейчас особенно, на потребу бизнеса и.т.д. Вы с кем-то дружили из мира эстрады, в то время, когда Вы находились на российской эстраде? С кем?
Да. Самые близкие мои друзья - это люди другого поколения. Я после Университета... Тверской Университет, факультет романо-германской филологии, специальность – психолингвистика, и факультатив у нас был журналистики. А потом я поступил в аспирантуру, уникальную такую ВНИИ искусствознания, в Москве. Это научно-исследовательский институт, специальность – история эстрады и цирка. Это самое интересное, что может быть. Вообще для меня очень интересно.Поэтому, когда журналист какой-нибудь говорит, что первый российский лауреат - это Алла Пугачева, я - нет, возражаю, это Тамара Миансарова. Я историк, я выкапыватель. Она в 1963-м году, в Сопоте получила Гран-При, золотую медаль за исполнение «Пусть всегда будет солнце».
Ну, Вы и есть ходячая энциклопедия, насколько я понимаю. А люди, с которыми Вы встречались на эстраде, кто из них? Кого Вы можете назвать, с кем в дружеских отношениях Вы были?
Тамара Миансарова, Галина Ненашева, Гюли Чохелли, Валерий Ободзинский, Маргарита Суворова, Раиса Неменова, Аида Ведищева, Нина Бродская, уже здесь, Эмиль Горовец. Это Мария Лукач, ну, то все поколение. Вот те люди, чьи голоса я слышал тогда в детстве с пластинок, они стали реальными. Они стали реальными, и стали теми, с кем я общался.
Почему Вы уехали сюда, в Соединенные Штаты, и вообще, почему Вы уехали из России?
Это долгая история. Я приехал на работу, получать рабочую визу на радио «WMNB». Был такой человек Иосиф Сац. И много лет назад, это был год, по-моему, 1985-1986-й, в Москву приехал Эмиль Горовец. И меня с ним познакомил Валентин Иванович Козлов, покойный ныне человек, святой человек. Он отец программы «С добрым утром». И он был тогда редактором журнала «Советская эстрада и цирк», в котором я печатался регулярно. Он, зная мою любовь к старой эстраде, сказал: «Сейчас приезжает Миля Горовец, с которым мы много лет дружим. Я могу тебя с ним познакомить». А жена Горовца, тоже святая женщина, Маргарита Полонская, здесь когда-то арендовала, ну, открыла, как говорят в народе, первое русское радио. И это были люди, которые очень помогали, всем помогали. Все, кто ни приезжали сюда, все, кого не знали по тем временам, - и Аида Ведищева, и Нина Бродская, и Эльмира Уразбаева, - все, кто тогда работал в Москонцерте, они помогали.
И Горовец рассказал жене, что есть такой человек, Олег Фриш, который, так сказать, его заставил прослезиться. Я начал напевать его старые песни, а он не был 20 лет в России, и тогда это вообще другая страна была. Когда я приехал сюда в гости, меня Мусенька, Маргарита Полонская, отвезла в Форт Ли на русское радио. Это был год 1991-й. Было два кабинета, в одном сидели Сац – Непомнящий, в другом кабинете сидели Дэвид Моро и Пал Давыдович Палей. Больше никого не помню. И Сац сказал: «Ну ладно, спасибо, Маргарита, спасибо. Давайте, чего Вы там делаете, расскажите, сделайте какую-нибудь передачу, покажите, как, что Вы делаете».
Я сказал, что мне нужно услышать образец. Мне дали кассету, которая была кем-то сделана. А тогда музыкальные программы на радио были следующим образом сделаны. Был текст, который считывали с граммпластинок. При первых звуках, при первых словах я услышал, что человек, по-моему, по фамилии Данилов, читал мой текст с конверта пластинок Тамары Миансаровой. У меня эти пластинки оказались с собой, я вернулся, не поленился, вернулся домой, где я жил здесь в гостях, взял конверт. И на следующее утро мы со Станиславом Непомнящим приехали в Форт Ли. Включили кассету, Сац послушал и сказал: «Все. Езжайте в Москву, заканчивайте все дела, я Вас беру». Я говорю: «Хочу рабочую визу». Он говорит: «Нет проблем». Вот так получилось. Вернулся, распустил свой коллектив, звукооператоры, музыканты, ассистенты…,
Вот эти годы здесь. Если кратко пробежаться. Основные этапы.
Основные этапы - это начало телевизионной деятельности в 1992-м году, когда открылось телевидение «WNMB». Реклама, безусловно,- это бизнес, который я никогда не знал, даже не знал о том, что он существует в СССР. Это работа с американскими артистами, это программа «Тайм аут», до нее программа – музыкальная энциклопедия «Клубника со сливками» на радио «Народная волна», которым руководил Валерий Вайнберг. И, наконец, это выступления. У меня в ноябре 2010-го года выходит диск. Мы записали, я стал первым русским, которого взяла компания «Капитал рекордс» - «Капитал студиос». Мы там записали с большим оркестром, им руководит обладатель двух Оскаров, Греми, Патрик Уильямс, он композитор голливудский, настоящий. Все музыканты американские. И я записал 15 прелестных старых американских мелодий.
Здесь, в радиоэфире, я неоднократно Вас слышал, Вы встречаетесь с известнейшими американскими исполнителями. Несколько имен. Кто Вас особенно впечатлил, кого Вы запомнили?
Как артисты, ну, артисты все они замечательные, очень уважительные и прелестные. Ну, как люди, - у американских артистов нет такого понятия, как дружба по-русски. Но люди, с которыми мне удалось близко сдружиться, это - Джеймс Браун, это Глория Гейнер, это Донна Самер, это Кили Смит – первая леди Лас-Вегаса, супруга Луиса Прима. Это Уинди Уильямс. Наверное, более молодое поколение – это Регина Спектр, русская девочка, американская звезда. Ну, и композиторы. Композиторов я обожаю американских.
Вам удалась Ваша профессиональная карьера, как Вы считаете?
Вполне.