14 Марта, 2023, Владимир Козловский
Тюремная фотография Сайфулло Саипова, сделанная во время его предыдущего ареста до совершения теракта в Нью-Йорке. Фото: HANDOUT
Уроженец Узбекистана Сайфулло Саипов, совершивший теракт в Нью-Йорке в 2017 году, в результате которого погибли восемь человек, приговорен в США к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение
В январе 35-летний Саипов был признан виновным по всем 28 пунктам обвинения, включая убийство, покушение на убийство, терроризм и сотрудничество с экстремистской группировкой "Исламское государство".
Сайфулло Саипов переехал в Соединенные Штаты в 2010 году. 31 октября 2017 года он арендовал небольшой грузовик и врезался на нем в группу людей на велосипедной дорожке.
Пятеро из восьми погибших приехали с большой компанией в отпуск из Аргентины. 12 человек пострадали. Он утверждал, что действовал от имени ИГ, которая назвала его одним из своих "солдат".
Обвинение требовало для Саипова смертной казни. Но она может быть применена только в случае единогласного решения 12-ти присяжных, которого добиться не удалось.
Суд над ним стал первым федеральным судебным процессом за время президенства Джо Байдена, на котором прокуроры потребовали для осужденного смертной казни. Сам Байден выступает против смертной казни, а в июле 2021 года генеральный прокурор США Меррик Гарланд объявил мораторий на смертную казнь по федеральным делам.
Тот факт, что прокуроры требовали смертного приговора, говорит о том, что министерство юстиции готово согласиться с высшей мерой, но только по делам о терроризме.
Сайфулло Саипов проведет остаток своих дней в федеральной тюрьме максимально строгого режима ADX Florence в штате Колорадо. В этой тюрьме содержится Джохар Царнаев, приговоренный к смерти за организацию взрывов на финише Бостонского марафона в апреле 2013 года.
"Вынашивал идею нападения примерно год"
Саипов выиграл в лотерее Госдепа постоянный вид на жительство ("гринкарту") и прибыл в США в 2010 году, когда ему было 22 года. Сперва он остановился в Цинциннати, Огайо, у знакомых, одна из которых, Диноза Абдусаматова, говорила впоследствии местной газете, что он с самого начала озадачил ее своей одержимостью.
"Он все время работал, - рассказывала она. - Он не ходил на гулянки и воообще никуда. Придет домой, отдохнет и снова уйдет на работу".
Саипов работал дальнобойщиком и сновал между Огайо и Флоридой, собирая по дороге штрафы за всякие нарушения, которые он потом не платил. В конце 2011 года он общался в Огайо с другим дальнобойщиком-узбеком, Миррахматом Муминовым, который вспоминает, что Саипов "был недоволен жизнью" и "имел привычку со всеми препираться".
В 2013 году Саипов женился на Нозиме Одиловой, которая была на пять лет младше него и родила от него двух дочерей и сына. В 2017 году супруги перебрались в Паттерсон, Нью-Джерси, где их соседка, 47-летняя Мария Ривера, нашла Одилову неприветливой. Ривера как-то увидела, как дочь Саиповых стоит одна на улице, и привела ее домой.
"Я говорю: "Слушайте, ваша дочка стояла на середине проезжей части!", - вспоминала соседка. - А она не сказала мне ни слова и вернулась в дом. Ни "спасибо", ничего".
Хронология преступления
31 октября 2017 года, в Хеллоуин, Саипов приехал в 3 часа дня в магазин стройматериалов Home Depot в соседнем городке Пассаике, взял напрокат на 75 минут пикап без кузова, заплатив 20 долларов с мелочью, и направился в сторону Манхэттена.
Он въехал в город по мосту Джорджа Вашингтона, достиг южной оконечности Манхэттена, свернул на бетонную велосипедную дорожку, идущую параллельно Гудзону, и, набирая скорость, достигшую под конец 106 километров в час, принялся давить велосипедистов и пешеходов.
В частности, Саипов врезался в колонну из 10 друзей-аргентинцев, которые ехали на велосипедах парами, и убил всех пятерых, ехавших слева. Он задавил велосипедистку из Бельгии, 23-летнего манхэттенского компьютерщика и 32-летнего финансиста из Нью-Джерси. Кроме восьми убитых, он ранил 12 человек, некоторых тяжело.
Саипов планировал въехать потом на Бруклинский мост, на котором в этот солнечный день тоже было много потенциальных жертв, но врезался в школьный автобус и остановился. В автобусе ехали двое взрослых и двое школьников младших классов, один из которых получил черепно-мозговую правму, но выжил.
Террорист выскочил на мостовую с криком "Аллах акбар!", держа в руках два пистолета - один для пейнтбола, другой духовой - и черную сумочку с тремя ножами и бумажником, в котором потом нашли его флоридские водительские права.
Одержимость пропагандой ИГИЛ
В первый день суда показания давал Уильям Херт, который ехал мимо, увидел человека, размахивающего оружием, и направил машину на него. Саипов увернулся и бросился бежать. Херт преследовал его пешком еще несколько минут, пока беглец не налетел на полисмена Райяна Нэша.
Я сказал: "Полиция! Брось оружие!", - вспоминал Нэш на суде. - Он этого не сделал. Он поднял вверх (пистолеты) и навел на меня. Я применил оружие".
Нэш выстрелил девять раз и ранил Саипова в пах.
Того доставили в городскую больницу "Белвью", где Саипов согласился поговорить с ФБР. Он признался в содеянном, сказал, что весьма собой доволен, и попросил повесить в палате флаг ИГИЛ. Ему отказали.
Саипов сообщил, что задумал совершить в Америке теракт примерно год назад, а два месяца назад принял решение воспользоваться для этого автотранспортом в расчете на максимальное количество пострадавших. Это решение последовало за просмотром видеозаписи выступления вождя ИГИЛ Абу Бакра Багдади, в котором тот спрашивал, что делают мусульмане в США и других странах в ответ на смерть своих единоверцев в Ираке.
По словам Саипова, 22 октября 2017 года он взял напрокат пикап в том же магазине, чтобы попрактиковаться в крутых поворотах. Он решил совершить теракт 31 октября, поскольку Хеллоуин сулил много прохожих.
Между тем ФБР обыскало его пикап и обнаружило на полу у сиденья водителя два мобильных телефона и электрошокер. В первом телефоне нашли около 90 видеозаписей, в том числе несколько десятков пропагандистских роликов ИГИЛ. На одном показывалось, как боевики переезжают пленника танком, на другом - как человека обезглавливают, на третьем - как несчастному стреляют в лицо.
Этот телефон также содержал примерно 3800 изображений, часто тоже пропагандистского назначения, в том числе множество портретов Багдади и фотографию боевика ИГИЛ рядом с телом расстрелянного.
Во втором телефоне были следы того, как Саипов искал в сети указанные магазины Home Depot, информацию о праздновании Хеллоуина в Нью-Йорке и данные о прокате пикапов.
Смягчающие обстоятельства?
В своем вступительном слове его адвокат Дэвид Пэттон не отрицал содеянного Саиповым и признал: "Это не был несчастный случай, он сделал это намеренно".
"Мистер Саипов причинил людям невообразимую боль и страдание, - сказал защитник. - Сделанное им оправдать нельзя, и он не будет пытаться это сделать".
По словам защитника, Саипов запутался в паутине пропаганды ИГИЛ, которая внушила ему, что вера обязывает его сделаться мучеником и отомстить за убийство мусульман во всем мире. Пэттон также напомнил суду твит Дональда Трампа, который после ареста Саипова написал в соцсети, что его следует приговорить к высшей мере.
На финишной прямой присяжные приняли во внимание 26 смягчающих обстоятельств, например, то, что если Саипову сохранят жизнь, то он проведет ее остаток в тюрьме сверхстрогого режима в Колорадо. Их также разжалобили мольбы его родных, прилетевших на второй суд из Узбекистана и дававших показания, и тот факт, что у Саипова трое детей, которые по-прежнему его любят.
Баллотируясь в президенты, демократ Джо Байден агитировал против смертной казни, а, придя к власти, ввел на нее мораторий, который распространялся всего на 16 человек, приговоренных федеральными судами. Подавляющее большинство дел об убийстве слушается в США на уровне отдельных штатов, на которые у президента нет юрисдикции.
Байденовский мораторий не затрагивает дел, заведенных при его предшественниках, а Саипова привлекли еще при Дональде Трампе, чья позиция по этому делу однозначна.
Источник: Русская служба BBC