«God’s Fiddler», первый фильм о Хейфеце

13 Сентября, 2011, Майя Прицкер

Великий скрипач Яша Хейфец.

Мало кто знает, что великого скрипача Хейфеца, чье 110-летие было отмечено в феврале выпуском набора всех его записей на 103 компакт-дисках (фирма «Sony») родители назвали не Яша, а Иосиф, что будучи в расцвете своей исполнительской славы он сочинял популярные песенки, коими гордился, хотя публиковал их под другим именем (под тем же именем он любил путешествовать, закрывая лицо низко надвинутой шляпой), что больше всего на свете боялся потерять свои скрипки и опоздать на свой концерт, что будучи дважды женат и разведен, утверждал, что семья только мешает, хотя при этом ненавидел возвращаться в пустой дом и просил домоправительницу всегда его дожидаться... Из множества интереснейших фактов складывается непростой, полный противоречий и сюрпризов портрет человека и музыканта, которым восхищались миллионы, но знали лишь единицы. 

Немудрено, что так трудно дается написание его официальной биографии. Над ней вот уже много лет работают отец и сын Мальтиз (обоих зовут Джон), известные исследователи, коллекционеры и меломаны. Но конца пока не видно (Джон-младший утверждает, что нужно еще года два). Есть еще книжка Айке Огус, «Хейфец, каким я его знала», но она охватывает последние 15 лет его жизни, когда Айке, наполовину китаянка, наполовину индонезийка, приехав на мастер-класс Хейфеца в Калифорнию 20-летней скрипачкой из Индонезии, вскоре была выбрана маэстро пианистом-аккомпаниатором его класса, а затем стала его помощником и в других жизненных делах, человеком, с которым Хейфец проводил много времени, делясь историями и наблюдениями своей долгой жизни.

Любопытно, что и Айке, и Джон Мальтиз-младший слышали игру Хейфеца, еще находясь в утробе матери: записи его равно ценились в доме педагога фортепиано на острове Ява и американского скрипача и коллекционера пластинок. 18 сентября Айке и Джон впервые в своей жизни встретятся – в Нью-Йорке (Айке прилетает из Калифорнии, Джон – из Джорджии). Произойдет это на особом показе первого полнометражного документального фильма о Хейфеце, созданного известным кинодокументалистом, автором более 100 фильмов и обладателем многих премий Питером Розеном.  

К кино требования иные, нежели к официальной биографии: можно (и нужно – иначе фильм затянется на 24 часа) кое-что пропустить, а что-то (визуальный ряд, например) довообразить. Но что выбрать из потока фактов, фотографий (в Библиотеке Конгресса хранится несколько тысяч,  в том числе и сделанных самими Хейфецем – он вообще любил фотографию, не менее сильно, чем ездить на быстрых автомобилях), звукозаписей, писем, программ, из воспоминаний учеников и слушателей, коллег и учителей, из кадров фильмов, в которых снимался Хейфец (он играл в двух, причем себя самого, концертирующего скрипача)? Задача сложнейшая, которую облегчал, пожалуй, лишь тот факт, что сам Хейфец все свои архивы держал в идеальном порядке, все систематизировал и хранил.  

Как бы то ни было, история кудрявого мальчика в матроске (с этой детской фотографии начинается фильм), сына вильнюсского музыканта и ученика Леопольда Ауэра, рассказана и показана в фильме подробно, любовно и увлекательно, но при этом спокойно, без сентиментальности, с желанием  приоткрыть, насколько возможно, завесу над тайной Хейфеца-музыканта и Хейфеца-человека, который щедро делился с учениками секретами своего мастерства, но предпочитал держать в секрете многие детали своей жизни.    

Показ фильма «God’s Fiddler» начнется в 92 Y (Лексингтон-авеню, между 91 и 92 улицами) в 7.30 вечера. После демонстрации Джон Мальтиз, Айке Огус и Питер Розен ответят на вопросы. Потом – прием с их участием, где Айке даже обещает что-то сыграть.

Билеты можно купить в кассе 92 Y, заказать по телефону 212-415-5500 или на сайте 92Y.org.