10 Августа, 2011, Наташа Шарымова
Лори Андерсон. Фото Peter Gannushkin
Лет тридцать назад, еще во времена бурной жизни легендарной газеты «Новый Американец», мой однокурсник по нью-йоркскому университету, драматург-кубинец Освальдо Лопес дал мне послушать запись нового сингла Лори Андерсон «O Superman». Необычайно длинную композицию с парафразами строф и обрывками французских арий, ставших фоном для ритмичной вокальной партии с неявными включениями голоса с автоответчика,. Мне так понравилась вещь, что я слушала снова и снова. Синтезатор преобладал в фактуре опуса О Superman, хотя временами слышались флейта и саксофон.
Своим открытием я поделилась с друзьями-коллегами. Покойный Алик Батчан, в те поры признававший лишь все сверх и супер – современное, в конце 80-х и в 90-е всегда покупал все новые диски Лори и ходил со мною на все ее концерты. А балетный критик и фотограф Нина Аловерт, стильная петербуженка, более склонная к традиционным ценностям, но открытая всему новому и экспериментальному, задумчиво сказала: «Как бы станцевал это Нижинский!».
Абсолютно некоммерческая по всем параметрам 11-минутная запись неожиданно заняла второе место в национальных чартах Великобритании и привлекла к Андерсон внимание "Warner", которые предложили ей контракт, ни в чем ее не ограничивающий. При записи дебютного альбома Лори отказалась от традиционных роковых инструментов и использовала синтезаторы, соединенных с духовыми. Она пересмотрела отношение к тексту, но оставила его актуальную наполненность. От рока сохранился гипнотический ритм. При этом казалось, что она переработала широчайщий диапазон музыки: от класски до этники.
Меня тогда поразила новизна и свежесть музыкального проявления таланта Андерсон, и я не удивлялась тому, что Лори популярна в художественных кругах Ист-Вилладжа. По-моему я была на всех ее выступлениях в Нью-Йорке, начиная с легендарного - первого – в Бруклинской академии музыки в январе 1983 года – «United States I-VI». Это был многочасовой коллаж, синтезировавший повествование, рок, вокал, электронной музыки, пантомиму, танец, слайд-шоу, кино, мультипликацию и компьютерную графику. Новые технологии, сложная техника – удивляли. Возможности тогдашних синтезаторов помогли Лори найти/изобрести широкий диапазон голосов: от мультяшного звучания до голоса пришельцев.
Ее музыка может привлекать или отталкивать излишним минимализмом и технологичностью. Но Лори Андерсон – это навсегда. Ее имя стоит в одном ряду с Джоном Кейджем, Филипом Глассом и Брайаном Ино. Она – та, которая на сцене танцевала танго с Уильямом Берроузом. В 1996 году я пыталась уговорить одного из российских олигархов пригласить Лори Андерсон на гастроли в России, но ничего не добилась. Ее там никто не знал. Прошло 10 лет, и в 2008 году Лори с успехом выступала в Москве.
Она закончила Колумбийский университет, преподавала, рецензировала выставки для Art-Forum и Art-News, иллюстрировала детские книжки. И, конечно, всегда писала музыку. Она была частью нью-йоркских авангардных кругов: сочинила симфонию, которая должна была исполняться на автомобильных клаксонах, и придумала перфоманс - игра на скрипке, стоя на вмерзших в лед коньках. Играть следовало до тех пока лед не растял бы полностью. И все же до сих пор ее работы в первую очередь строятся на слове - без этого стержня все остальное не имеет смысла. В последнее время она редко выпускает диски - игра с композицией собственных выступлений, кажется, больше привлекает ее.
В 90-х Лори выпустила несколько разговорных альбомов, работала над несколькими концептуальными проектами, один из которых был посвящен роману "Моби Дик" Меллвила - альбом 2001 года "Life On A String". Она известна своими мультимедийными работами, у нее репутация одного из лучших в мире художников-перформеров (перформансистов?). Андерсон много гастролирует по США и другим странам. Она написала музыку к фильмам Вима Вендерса и Джонатана Демма; танцевальным постановкам Bill T. Jones, Trisha Brown, Molissa Fenley, спектаклю «Far Side of the Moon» Роберта ЛеПейджа, а также сочиняла для Национального Общественного Радио, Би-би-си и Экспо '92 в Севилье. В 1997 она была куратором двухнедельного фестиваля «Meltdown» в Royal Festival Hall в Лондоне. Работы Лори Андерсон находятся во многих музеях мира.
Интересно, что в 2002 Андерсон предложили стать первым штатным художником в Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), где она начала работать над своим сольным перформансом «The End of the Moon», впервые представив его в 2004 и объездив с ним весь мир в 2006. Кажется в NАСА ее поразило обилие бюрократов и нежелание ученых брать на себя ответственность. Шоу саркастически-сатирически поэтическое. В этом проекте к Андерсон присоединились несколько музыкантов, мастеров импровизации, таким образом, каждое представление становилось уникальным. Некоторые композиции из этого шоу вошли в следующий альбом Homeland.
Homeland – первый альбом, после Life on f String (2001). Записывались Лори Андерсон, Лу Рид и Рома Баран. Истории и песни, составляющие «Homeland» очень личные. Они – актуальны для современного общества. Это рассказ о фобиях, навязчивых идеях, связанных с компьютеризацией, Интернетом и безопасностью. Голос Андерсон и электроника сочетаются с новыми мелодическими формами, последними компьютерными технологиями и тувинским горловым пением. Заказать альбом можно на личном сайте Лори Андерсон.
Трудно сказать, что Лори Андерсон, которая всегда в поиске, покажет сегодня вечером на концерте в Линкольн-Центре. Одно могу сказать с уверенностью – скучать не придется.
Концерт Лори Андерсон пройдет 10 августа в 7:30 pm в Lincoln Center, Damrosch Park Bandshell. Вход бесплатный.