23 Декабря, 2010, Майя Прицкер
Выставка «Andy Warhol: Motion Pictures» в МоМА. Фото с сайта www.moma.org
Эту выставку («Andy Warhol: Motion Pictures») уже видели в Москве, Берлине, Праге. Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и Майами. Но придумали ее в МоМА, куда она сейчас вернулась, на 6-й этаж, чтобы притягивать зрителя 12-ю «живыми» черно-белыми портретами, выполненными Энди Уорхолом в середине 1960-х годов.
Уорхол знал цену знаменитости. Как истинный сын своего века, он обожал богатых и знаменитых, сам хотел принадлежать к этой категории (и преуспел в этом), и объектами своих картин в первую очередь делал тех, чья слава была громкой и обещала быть продолжительной. И не промахнулся. Сегодня портреты Мао или Мэрилин, с размытыми в психоделических цветовых пятнах чертами, уходят на аукционах за миллионы долларов, а коллаж «Мужчины в ее жизни» (на основе фотографии Лиз Тэйлор с двумя мужьями) только что поставил рекорд продаж: 55 млн!
Менее знамениты уорхоловские кинопортреты: людей, объектов и состояний. Некоторые из них и выставлены сейчас в МоМА.
Он начал снимать их вскоре после того, как закончил серии портретов американских «идолов» -- вроде Монро, Элвиса Пресли, Мохаммеда Али или Лиз Тэйлор. Свои новые вещи он называл кинопробами. Делал он их в своей студии – знаменитой «Фабрике», которую занимал с 1962 по 1968 годы. Сажал человека перед кинокамерой (он как раз тогда приобрел свою первую кинокамеру – 16миллиметровый Bolex) и «вглядывался» в него, снимая в течение нескольких минут. От большинства «моделей» Уорхол просил неподвижности – как перед старым фотоаппаратом. Иных «ловил» в спонтанной позе и неожиданном ракурсе. Фокус был в том, что снятые в обычной скорости, «пробы» должны были показываться в другой, типичной для немых фильмов, – таким образом фильм разворачивался перед зрителем более медленно и плавно, словно задерживая время.
Объектами «проб» становились друзья-авангардисты. Так сложился уорхоловский «альманах» авангарда 1960-х – около 500 портретов, созданных примерно в течение двух лет, между 1964 и 1966 гг.
Кинопортрет Мэрилин Монро работы Энди Уорхола, представленный на выставке Andy Warhol: Motion Pictures в MoMA
Чуть раньше, летом 1963-го, он снял несколько «абстрактных» немых фильмов под названиями «Kiss», «Sleep», «Eat» и «Blow Job» -- в той же технике и с той же идеей: долгого, пристального всматривания в человеческое лицо (или лица, как в «Поцелуе», где почти незаметно «склеены» кадры нескольких целующихся пар) в момент совершения некоего физиологического акта. «Поцелуй» длится почти час, и его можно посмотреть в МоМА именно как фильм, в затемненном зале, сидя в креслах, поставленных рядами, как в кинотеатре.
Минимум содержания при почти бесконечной продолжительности – кульминацией этой стилистической новации стал фильм «Empire»: «портрет» прославленного Empire State Building длится восемь часов. Он тоже представлен в зале МоМА.
Фильмы помещены в рамы, как картины, свободно расположены в пространстве двух залов и впечатляют размерами.
Перед смертью (в 1987 году) Уорхол поручил их хранение МоМА. Хотя права на показ принадлежат Уорхоловскому фонду. Он и потом продолжать снимать фильмы. Но другие. Да и сам стал другим: 60-е повторить не удалось.
Хотите увидеть молодых Лу Рида, Денниса Хоппера, Сюзан Зонтаг или Алена Гинсберга? И не просто увидеть, а заглянуть им прямо в глаза, в их слегка подрагивающие зрачки? Приходите на 6-й этаж МоМА.