10 Февраля, 2011, Майя Прицкер
Фрагмент картины Поля Сезанна «Игроки в карты» из коллекции музея Метрополитен. Фото с сайта metmuseum.org
«Игроки в карты» (The Card Players) Поля Сезанна (1839–1906) – не одна картина, а пять, причем разных размеров, с разным числом фигур. Все пять - в ряду самых известных работ художника. Одна из них находится в коллекции музея Метрополитен. Вот и «выстроил» музей вокру нее выставку, которая дает нам уникальную возможность: понять становление художника и его творческий процесс.
В его творчестве редки многофигурные композиции таких масштабов. Он писал своих «Игроков», когда ему перевалило за 50, на вершине мастерства. Но шел к ним годы. Они стали самым амбициозным его проектом.
Новатор, изменивший видение нескольких поколений художников, был глубоко привязан к традициям – в частности, традициям своего родного Прованса, где жил в 1890-е годы в семейном поместье, унаследованном после смерти отца. “Сейчас везде перемены, но не для меня. Я живу в родном городке и заново открываю прошлое в лицах своих ровесников. Больше всего мне нравится вид людей, которые постарели, не изменив своих привычек...»
Эти люди – крестьяне и рабочие его родного Акс-эн-Прованса -- и стали его моделями, героями «карточных» картин. Но не только их: в конце выставки – несколько портретов жителей городка. Одни – как садовник Сезанна Пулин Пуле – были моделями для «Игроков в карты». Другие – нет. И это – не считая этюдов. Выполненные акварелью, карандашом или маслом, они необычно многочисленны для Сезанна, подтверждая, как сложна была для художника новая задача и как порой мучительно и долго шли поиски нужного результата.
Об этом напоминает и цитата на стене, принадлежащая знаменитому дилеру Амбруазу Воллару: “ Очень мало кто видел, как Сезанн работает. Он с трудом выносил, когда его наблюдали у мольберта. Тем, кто не видел, как он пишет, трудно представить, насколько порой медленным и тяжелым был процесс».
В этом процессе, как показывает выставка, Сезанн опирался на вековые традиции европейского искусства, но в конечном итоге создал совершенно новый живописный стиль.
Тема карточных игр и игроков была популярна в живописи и рисунке еще с 17-го века, когда изображение пьющих и курящих любителей азартных игр должно было служить целям морального назидания. Как показывают два десятка гравюр (большая часть их – по самым известным образцам «карточного жанра») --от старых голландцев до Домье и Мане -- художники наслаждались возможностью изобразить колоритные характеры в колоритных, динамичных композициях.
Сезанн, проводивший долгие часы в Лувре или Трокадеро, копируя старых мастеров, хорошо изучил традицию. Но его «Игроки» совсем другие: тяжелые кулаки, тяжелые черты лиц, монументальные, словно застывшие фигуры, сосредоточенные взгляды. Каждый погружен в себя, в свои мысли, свои карты.
Кроме работ из коллекции Мет, вы увидите на этой выставке «Игроков в карты» из лондонского Кортланд-института и парижского Музея Д’Орсе, а также произведения из коллекций других всемирно известных музеев.
Не удивляйтесь, однако, что еще две картины из этой же серии представлены чернобелыми фотографиями (правда, в натуральную величину), в том числе и самая большая, пятифигурная: она находится в прославленной филадельфийской коллекции доктора Барнса и не может покидать ее стен.
Выставка продлится до 8 мая.