14 Февраля, 2011, Майя Прицкер
Фрагмент картины Казимира Малевича «Утро после вьюги в деревне»
Забудьте о монументальной «России», «Бразилии» или «Пяти тысячах лет Китая», о «Мотоцикле» и «Армани». Музей Гуггенхайма, ответственный за эти выставки-блокбастеры, находится, как и другие музеи, в сетях финансового кризиса. Экстравагантные и дорогостоящие проекты ему не по карману. Он пытается продержаться на плаву, используя собственную – к счастью, богатую коллекцию. На ее основе и организована только что открывшаяся выставка «Большой переворот» (“The Great Upheaval: Modern Art From the Guggenheim Collection, 1910-1918”.
Радикальные перемены, происходившие в европейском искусстве в течение второго десятилетия 20-го века, хорошо изучены: рождение и расцвет кубизма (аналитического и синтетического), экспрессионизма и футуризма, первые абстракции Кандинского, супрематические идеи Малевича – желание прервать поток сюжетно-описательного многословия и надоевшей выспренности и уйти в аскетизм, в сосредоточенность, в максимальную концентрацию (на эмоции, краске, объекте, идее), чтобы выявить самую суть предметов, форм, явлений и подняться над действительностью (казалось бы до предела описанной) в космические выси чистой мысли и... чистого новаторства.
Большинство работ, представленных сейчас на спирали музея Гуггенхайм, тоже известны: «Желтая корова» Франца Марка, «Утро после вьюги в деревне» Малевича, «Большая ню» Купки, «Импровизация 28» Кандинского, «Солдат» Шагала и другие работы кочуют с выставки на выставку.
Впрочем, картины, как книги, способны удивлять при каждом новом «прочтении», и зрителя ждет немало открытий, вроде маленькой, «втягивающей в себя» картины Хуана Гриза «Дома в Париже», словно целиком высеченной из сероватого камня, или аскетического по форме и поразительно красивого пейзажа Мондриана «Лето. Дюны в Зеландии», или пастели Киршнера «Женская голова», которая «предсказывает» Уорхола.
Выставка, конечно, не обошлась без таких ключевых фигур как Пикассо, Матисс, Брак или Леже, навеки связанных с колыбелью и центром модернизма, Францией. Но две трети из 45 представленных на ней художников большую часть своей жизни провели вне Франции. И это не только «русская ветвь», но и итальянская, австро-немецкая (от Эгона Шиле до Пола Клее), голландская, и не только адепты кубизма и абстракционизма, но и «колеблющиеся», ищущие свой путь, а потому особенно интересные как дополнение к утвердившейся в искусствоведении схеме. Кстати, тем, кто видел недавно здесь же выставку «Хаос и классицизм. Искусство Франции, Италии, Германии1918-1930», нынешняя может служить прекрасным информационным прологом.
Время и впрямь было бурным, о чем напоминают надписи и фотографии в начале каждого раздела. Вступая в года 1910, 1911, 1912, 1913 и в военный период (сжатый, увы, в один, сравнительно небольшой раздел 1914-1918), вчитайтесь в эти хронологические таблицы (события года в истории, литературе и судьбах художников), всмотритесь в лица на снимках, задумайтесь, почему с такой интенсивностью возникали художественные группировки, сочинялись манифесты и менялись направления? Что-то лихорадочное было в этих нескольких предвоенных и предреволюционных годах Какой контраст со спокойной повествовательностью экспозиции!
Выставка продлится до 1 июня. Адрес музея: 1071 Пятая Авеню, между 88 и 89 улицами; (212) 423-3500, www.guggenheim.org.