16 Декабря, 2010, Майя Прицкер
Фрагмент картины Эдгара Дега, "Две отдыхающие танцовщицы"
В начале и середине января в музеях Нью-Йорка происходит «смена караула». Большинство выставок закрывается, чтобы уступить дорогу другим, которые начнут свою жизнь в последних числах января, в феврале и марте. В Библиотеке Моргана, которая специализируется на «бумажной продукции» -- старинных рукописях, первых изданиях, дневниках и письмах, рисунках и акварелях – срок жизни выставки особенно короток: бумага и изображения на ней не любят света. Вот почему стоит обратить внимание на выставки, которые совсем скоро прекратят существование: их экспонаты вернутся в хранилища разных музеев, уедут за рубеж, каталоги лягут в шкафы и на библиотечные полки, а стенные комментарии смоют или замажут краской.
Если вы устали от предновогодней толчеи, лучшее для вас место – Библиотека и музей Моргана. Она находится слегка в стороне от протоптанных туристами дорог, невелика по размерам, но здесь можно провести целый день, который приоткроет завесу над многими явлениями истории, литературы, изобразительного искусства.
В комнате на первом этаже – выставка рисунков Эдгара Дега (до 23 января). В 1853 году молодой Дега, следуя настояниям отца, отправился в Париж и начал изучать юриспруденцию. Но куда больше ему нравилось изучать и копировать картины старых мастеров в Лувре. Решившись в конце концов серьезно заняться живописью, он стал посещать студию известного живописца Луи Ламота, в свою очередь -- ученика Энгра, который, как известно, был уникальным по виртуозности рисовальщиком. Так Дега унаследовал блистательную традицию классического рисунка.
В 1856 году он отправился в Рим, чтобы там продолжить художественное образование, и привез оттуда десятки копий и собственных рисунков. Один из них – мужская обнаженная фигура – представлен на выставке, как и альбом, заполненный в этом первом римском путешествии любопытными
Эскизами, и еще 38 рисунков, а также альбом эскизов зрелого Дега (1886 г.). Все это охватывает практически всю эволюцию мастера, от ранних портретов, демонстрирующих наблюдательность и верность реализму (в том числе автопортреты 1856 г.) до танцовщиц, которые впервые появляются в его рисунках в 1870-е годы, лошадей, жокеев, поздних жанровых сценок и пейзажей, соединивших пастель с техникой печати.
На втором этаже музея еще две выставки (обе закроются 2 января), свзанные с двумя американскими именами: Марка Твена и Роя Лихтенштайна. Их разделяло почти столетие и работа в разных жанрах: литература и публицистика Твена против рисунков и инсталляций Лихтенштейна. Может быть, побывав на выставках, вы почувствуете их общность или хотя бы токную связь?
В уходящем году исполнилось 175 лет со дня рождения Марка Твена и 100 лет со дня смерти (1835-1910), и музей, погрузившись в свою коллекцию литературных рукописей и старых изданий, а также привлекая другую крупнейшую в мире коллекцию твеновских материалов – из Нью-Йоркской публичной библиотеки, -- извлек оттуда достаточно материалов для выставки под названием «Марк Твен – путешествие скептика». Твен неоднозначно, часто критически относился к стремительным переменам в современном ему мире. Он был свидетелем индустриальной революции, которая отразилась и в его творчестве: от проблем маленьких городков Америки, которые он наблюдал в молодые годы, будучи актером и комиком, от историй маленьких людей -- к большим национальным и международным проблемам и жизни больших городов и далеких стран. Путешествия пешком или на лошадях сменились поездами, пароходами, автомобилем. Более 120 рукописей (в том числе страниц черновиков “Приключений Гекльберри Финна»), редких книг, писем, дневников, фотографий и рисунков, рассказывают о жизни, творчестве и взглядах самого популярного американского писателя. Многое для вас окажется неожиданным.
Столь же неожиданна и познавательна встреча с черно-белыми рисунками Роя Лихтенштейна (1923-1997), одного из главных мастеров поп-арта. «Рой Лихтенштейн. Черно-белые рисунки 1961-1968 гг.»
Год 1961 оказался для художника поворотным. К тому времени 38-летний Лихтенштейн занимал свою «нишу» на художестенной сцене Нью-Йорка, где заявил о себе десятилетием раньше. Адепт кубизма и абстрактного экспрессионизма, он казался вполне сформировавшимся и не выдающимся художником. И вдруг – резкая перемена. Не желая отставать от следующего поколения, которое устраивает перформансы и ставит в центр внимания не метафизическую абстракцию, а повседневность с ее поп-культурой и предметами быта, он обращается к новым темам и техникам, которые находит... в комиксах и рекламе. Лихтенштейн цитирует, копирует, укрупняет, приближает к нам примитивные и примелькавшиеся образы, знакомые до оскомины по афишам и газетам и поднимает до символов человеческой жизни: простой, смешной, наивной. сентиментальной. Именно рисунки, представленные на выставке, стали первыми «ласточками» этого процесса смешения высокого и низкого, которое дегло в основу нового направления – поп-арта.
До 9 января в музее можно увидеть первое издание диккенсовсой Christmas Carol и иллюстраций к ней, а также фотографии Массимо Листри, запечатлевшего знаменитые европейские библиотки. Пирпонт Морган и его архитектор МакКим имели перед глазами прекрасные образцы, так что не забудьте пройти в недавно отреставрированную библиотеку и кабинет основателя коллекции и музея.