Бесценный склад Южного Бронкса

4 Октября, 2010, Автор: Светлана Вайс

Скульптор Ричард Серра (Richard Serra)

Скульптуры Ричарда Серра невероятно амбициозны — как по величию замысла, так и по размеру. Несомненно, все музеи современного искусства мечтали бы иметь работы этого живого классика, но не все могут это себе позволить. Здесь даже не в цене дело. И не в привередливом характере скульптора. Дело в том, что скульптуры, которые выполнены из металла, настолько массивны, что всегда вызывают примитивный, не относящийся к искусству вопрос: как они сюда попали?

В 2001 году мне удалось наблюдать в течение всего трудового дня, как инсталлировалась выставка Ричарда Серра в галерее Ларри Гогосяна в артквартале Челси. Галерея эта огромна и, скажем так, архитектурно мобильна, то есть стены передвигаются под каждую конкретную выставку, а произведения искусства могут попадать вовнутрь прямо на траках как через ворота, так и через потолок при помощи крана.

Ларри Гогосян является официальным дилером Ричарда Серра, поэтому его галерея и проектировалась с расчетам на эти массивные скульптуры. В этой цепочке все оправдано — стоимость скульптур исчисляется миллионами долларов, они востребованы и продажа даже самой маленькой из них окупает на только перемонтаж стен, но и строительство нового помещения.

Та выставка произвела на артистические круги сильное впечатление: высота металлоконструкций достигала уровня второго-третьего этажа, плавные изгибы больших поверхностей создавали впечатление величия, слой ржавчины напоминал о вечном, а приставленный к каждой скульптуре полицейский возвращал в реальность. В воздухе витал все тот же вопрос: как это сюда попало? А дальше шли предположения художественного толка: куда бы это поставить, чтобы было видно во всей красе? Никому даже в голову не приходило спросить: кто это купит? Художник в этот период своей карьеры был настолько востребован, что все были уверены - работы давно куплены и после выставки отправятся по месту назначения.

К этому времени похожие скульптуры Серра уже вошли в постоянную экспозицию музея Гуггенхейма в испанском Бильбао и Фонде Dia, расположенном в 60 милях на север от Нью-Йорка. Сам скульптор еще в 1980 году привлек к себе внимание горожан и прессы отказом чуть сдвинуть скульптуру в городском Фолей сквере под предлогом высокохудожественной концепции о невозможности разрушения композиции.

В 2007 году МоМА посвятила Ричарду Серра персональную ретроспективную выставку. Такая постановка вопроса не оставляла сомнений, что после каждой выставки все скульптуры попадают в достойные места. Причем при условии уплаты в несколько миллионов.

Между тем, в нашем городе проживает масса людей с беспокойными по жизни сердцами, своего рода сталкеры, обследующие разные небезопасные районы и городские свалки. Среди них оказались художественно образованные индивидуумы, которые обнаружили на рабочей площадке нефтеперегонного терминала Порт Морис, который скрыт от сторонних глаз в индустриальных недрах Южного Бронкса, массивные скульптуры Ричарда Серра.

Скульптур пять, и они узнаваемы со спутника. Композиционного размещения, о котором так всегда печется автор, не наблюдается. Скульптуры окружены строительными кранами, рабочим и бытовым мусором. Примчавшиеся на горячую новость журналисты отмечают, что вокруг забора много использованных презервативов.

И я знаю почему! Одна из этих скульптур называется «Bellamy» по фамилии одного из ранних дилеров Сарра. Я помню эту скульптуру по выставке 2001 года — про нее писали, что ее изогнутые формы напоминают женский половой орган (высотой в три этажа), и прогуливаясь вдоль этих изгибов, зритель реально получает сексуальное удовлетворение. Помнится, я тогда про автора статьи подумала не очень хорошо. Получается, что зря!

По доброте душевной я не буду делать никаких выводов о рынке произведений этого художника, но фотографии приберегу. Кстати, офис Ричарда Серра отрицает все происходящее, включая фотографии.