4 Ноября, 2010, Беседовал Геннадий Кацов
Марина Ковалева в своем рабочем кабинете в Манхэттене. Октябрь, 2010 г. Фото © RUNYweb.com
Марина Ковалева в ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ > > >
Марина, 15 минут - и вся Ваша жизнь. Давайте начнем с детства, потом перейдем к юности, время иммиграции, эпоха иммиграции. Я знаю, что Вам есть, что рассказать, но у нас всего 15 минут.
Родилась в городе Одессе, знойном, жарком. Ежели можно так сказать, родилась у бабушки и дедушки, потому что они меня вырастили, с ними связана вся жизнь, юность, и, наверное, до сегодняшнего дня, уже спустя много лет после их ухода, все равно, это главные герои моей жизни.
Бабушка оставила замечательный след о себе. И теперь, по мере того, как я становлюсь все более и более взрослой бабушкой, я серьезнее провожу время с той книгой, которую написала моя бабушка, уже приехав в Америку, и оставила всем нашим родным и близким, как историю своей собственной жизни. Наверное, это очень непросто - рассказывать свою собственную историю.
Бабушка оставила книгу в рукописном варианте, или она опубликована?
Эта книга опубликована. Более того, идея написания этой книги пришла ко мне в тот момент, когда дедушка умер, и я понимала, что должна что-то в секунду придумать для того, чтобы еще на какое-то время удержать бабушку рядом. Буквально спустя несколько минут после его ухода, мы сидели с ней рядышком, и я ей сказала: «Напиши книгу о своей жизни».
И вот, столько лет, сколько бабушка писала эту книгу, потом редактировала, потом мы ее издавали, потом мы ее отправляли в библиотеки Америки, - столько лет моя бабушка жила. Наверное, продолжает жить сегодня, потому что время от времени ко мне подходят люди в разных уголках этой страны и говорят, что читали книгу моей бабушки. Это такая наивная история, наверное, как каждая история, рассказанная человеком самим. Как и моя история, наверное, в ней присутствует где-то наив, взгляд изнутри.
Вы закончили какое-то высшее учебное заведение в Одессе?
Я в Одессе не закончила высшего учебного заведения, потому что, как все дети моего поколения, мы стремились в Москву, в Москву, в Москву. Для меня таким городом был всегда Ленинград, хотя дорога была в Ленинград нелегкой. Путь лежал через Сибирь.
Я какой-то эпизод своей жизни прожила в Сибири, училась в Иркутском Государственном университете им. Жданова, заканчивала - Ленинградский Государственный университет им. Жданова. И до сегодняшнего дня отношу себя к такой гильдии этнографов, потому что лучшие годы своей творческой жизни провела в музее Этнографии народов СССР в те годы. Сейчас это музей Русской Этнографии, с которым меня до сегодняшнего дня связывает дружба, постоянная переписка, перезвон, перестук.
То есть, это глава моей жизни, которая никогда не переписывалась, но всегда дописывается. Друзья, близкие – они со мной.
Приехала я в США в 1979-м году, из Ленинграда. В ту пору была состоявшимся музейщиком, этакой «музейной крысой». Когда друзья меня провожали, они, конечно, были в отчаянии, потому, что в те годы Россия была закрытой. Никто не представлял, каков удивительный огромный мир американских музеев, в котором мне очень повезло состояться. В 1980-м году, при полном отсутствии английского языка, но будучи достаточно серьезном музейщиком, я сумела получить работу в Государственном Бруклинском музее, где 3,5 года проработала в отделе костюма и текстиля куратором.
Участвовала во многих выставках. И когда несколько месяцев тому назад, в Метрополитен-музее открылась выставка костюма из коллекции Бруклинского музея, - вот это была, пожалуй, практически первая глава моей жизни в этой стране. Я, вообще, человек очень счастливый, потому что мне никогда не хотелось переписать ни одну строчку, ни одну страничку, ни одну главу в моей жизни.
Я люблю все, что со мной происходило, все, что со мной происходит и даже то, отчего болезненно и больно, и подчас невозможно. Ну, есть главы, которые, наверное, что-то сделали со мной, есть главы, в которых я поорудовала, будь здоров как.
А что послужило причиной ухода из Бруклинского музея?
Причина ухода из Бруклинского музея была очень объективная, так как в то время пришел к власти президент Рейган, и в одном из первых своих декретов он объявил о сокращении государственных служащих.
А так как Америка страна демократичная и демократическая, то все происходит лояльно, и я независимо от того, какой вклад внесла в жизнь Бруклинского музея в тот момент, была последним человеком, последним по времени прихода. Таким образом, я стояла первой на выход.
Мои коллеги сражались за меня как могли. В результате меня оставили на службе в Бруклинском музее.
Но в тот момент я задумалась над своей жизнью. Подумала, что если вот так в любой момент кто-то может войти в мою жизнь и в секунду все разрушить, потому как, работая в Бруклинском музее, я представляла, что также как и в Российском музее, я буду работать там до конца жизни. И вот такое внедрение извне в мою жизнь меня навело на размышления, и я решила создавать свой бизнес.
А так как за годы работы в Бруклинском музее очень много путешествовала по Америке, то успела, как мне казалось в ту пору, полюбить, понять, влюбиться в эту страну.
Мне захотелось рассказать о ней соотечественникам. И у меня родилась идея создания туристического бизнеса.
В момент его создания я думала, что создам маленький локальный бизнес, который вот так и будет рассказывать соотечественникам о том, что я люблю, и что мне подарило устойчивость на этой земле.
А устойчивость на этой земле мне подарило, в первую очередь, понимание этой страны, понимание и ощущение того, что нет второго такого места на земле. Вот с этим я и вышла к моим соотечественникам.
Очевидно, неплохо вышла. Маленький бизнес, который начинался в мае 1982-го года, в течение 3-х - 4-х месяцев стал огромным, и рос намного быстрее, чем я начинала понимать, что такое бизнес. Причем, меня очень поддержали те мои соотечественники, которые в свое время в иммиграции путешествовали со мной по Италии.
Потому что, приехав в эту страну, я была, конечно, не очень деловым человеком. Я помню, когда-то, когда я из Одессы уезжала в Ленинград, мой бесконечно любимый, уже давно покойный отчим, стоя на перроне Одесского вокзала, плакал, потому что не представлял, как я, домашняя девочка, выживу в Ленинграде.
И когда я приехала в Америку, то думала о том, что мне по-настоящему в Америке легко не только потому, что я молодая и очень люблю эту страну, но и потому, что моя первая иммиграция была из южного города Одессы - южной, всеми любимой девочки, - в северный город Ленинград.
Я человек, наверное, очень благословенный судьбой, потому что мне по жизни везет на встречи.
Один из самых важных моментов в моей жизни – это встреча, в свое время, с Галиной Борисовной Волчек. С Галей Волчек, с Галочкой, которая – один из ближайших людей в моей жизни. Она человек, который никогда не стареет, никогда не взрослеет.
Вот такая, какой я ее встретила, такой она и остается для меня всегда: очень молодой, очень мудрой, бесконечно талантливой.
С Галей мы прожили и проживаем много интересных проектов. Один из грандиознейших проектов, который мы создали вместе – это приезд театра «Современник» в Америку, рывок, который никогда бы не смог произойти без моей дочери Рины.
Это одно из самых больших благословений моей жизни - то, что Рина не только моя дочь, но и самая близкая подруга и партнер по жизни. И несколько раз в жизни, когда перед Риной возникала грандиозная возможность изменить свою судьбу, биографию, оторваться, взлететь, она всегда решала оставаться рядом.
Все наши проекты мы проживаем, создаем, осмысливаем вместе. Рина была одним из идеологов проекта театра «Современник» на Бродвее. В ту пору никто не верил в эту возможность: вывезти русский театр на Бродвей. Никто не верил, что этот театр может состояться.
Какой это был год, Марина?
1996-й год. Русский театр стал лучшим театром года, получил Drama Desk Award, а мы в том году стали продюсерами года.
Так что в 1996-м году мы написали одну из важных страниц своей истории жизни – мы стали продюсерами года.
Таких страниц бесконечное множество. Очень важная страница – моя встреча в самолете с хором Миши Турецкого, тогда хор был только что создан. На протяжении 6-ти лет я была продюсером, была вместе с Мишей, можно так сказать, главным действующим лицом этого хора.
И я рада, что те проекты, которые играли роль в моей жизни, - продолжают свою жизнь со мной или без меня. Это замечательно, что дни, годы, моменты не прошли даром.
Сегодня у нас тоже множество проектов. Замечательный, грандиозный проект Большого театра. У нас наш фестиваль, который знают в различных уголках мира. Через несколько дней я отправляюсь в путешествие в одну из стран мира, куда меня пригласила дочь президента страны.
Жизнь продолжается.
Марина, с кем из ныне живущих людей Вы бы хотели встретиться?
Из ныне живущих людей, которых я не знаю?
Как угодно.
Я думаю, ответ очень прост. Мне интересен каждый человек, живущий на этой планете. Для меня нет особого интереса к тем, кто знаменитости, состоялись.
Выходя на улицу, я всегда готова к интересным встречам.