17 Марта, 2011, Автор: Ашер Альтшуль
19-го февраля 1881 года вся Россия отмечала 33-ёх летнюю годовщину царствования Александра II. Не один день длились празднества, устроенные в честь годовщины. Неделю спустя, проезжая верхом по улицам Петербурга, Александр II был окружён толпой петербургских зевак, кричавших:“Ура!” - и приветствуя императора. Среди толпы затесался один человек, кординально отличающийся от окружающих. Он был простым местечковым евреем, приехавшим в столицу по делам и случайно затянутым людским круговоротом. Редкий еврей в те времена добирался до Петербурга. Жизнь за чертой оседлости, отмененной в недавнем прошлом, не предоставляла возможности общения с монархом. К тому же, наш герой плохо понимал русский язык и воспринял “ура!”, как еврейское “гу ра”, что означает “он – плохой”, - и, дабы не выделяться из толпы, он стал вместе со всеми громко кричать “гу ра!”, “гу pa!”. Через несколько дней Царь Александр II погиб от рук народовольцев.
Эта история была рассказана Любавическим Ребе 1-го марта 1953 года в центре Любавических Хасидов в Бруклине, во время праздничного собрания в честь праздника Пурим. Закончив рассказ, Ребе призвал всех присутствующих кричать “Ура”. И не понимая смысла происходящего, все встали и дружно закричали: “Ура!”, “Ура!”, “Ура!” …
В это же самое время, на противоположной стороне земного шара, проходило необычайно напряженное заседание Политбюро ЦК КПСС. На повестке был один вопрос, точнее его реализация – обсуждалось очередное и окончательное решение еврейского вопроса. Всё шло по плану: местом была выбрана плохо заселённая область дальневосточной Сибири; эшелоны, готовые к вывозу евреев из густо населённых городов, стояли на запасных путях, и очередной грандиозный логистический проект должен был принести ещё одну сокрушительную победу рабочего класса над разлагающимися элементами.
Исторический момент благоприятствовал одобрению проекта – только что отгремело дело врачей. Народный гнев, вызванный им, должен был подоспеть к сроку, борьба с космополитизмом подходила к концу, становясь ещё одним камнем в великом строительстве “пирамид” социализма. Да, и никто в Политбюро не осмелился бы перечить и тем самым затмить «солнце народов». Каждый из присутствующих на заседание прекрасно понимали, чем ему грозит несогласие.
Мы не обладаем точной и достоверной информацией о причинах, подтолкнувших членов Политбюро именно на этом заседание и именно по этому вопросу не согласиться с вождём. И всё же, «солнце народов» так разгорячилось, что с ним приключился очередной инсульт, а через 5 дней, оно, «солнце», закатилось за западный горизонт.
День был – 14-ое Адара 5513 г. от сотворения мира, или 1-ое марта 1953 г. – это как вам удобней, господа. Этот день стал концом страшной эпохи. Сталинской эпохи. Этот день принёс свободу миллионам, но и миллионы не дождались этого дня.
Пересечение событий Весны 1953 г. - это ещё один наглядный пример попытки решения еврейского вопроса. Подобные события, но находящиеся на более раннем витке исторической спирали, были описаны в свитке Эстер.
Дело было в древнем Вавилоне. На троне сидел слабовольный император, которым манипулировал жаждущий власти министр, сумевший заручиться доверием монарха.
Евреев он не любил лишь потому, что они не выказывали ему достаточного благоговения. Да и вообще, держали они себя обособлено и всё у них было по-другому, нежели у других народов.
И вот евреи мозолили глаза этому министру, выделяясь на фоне всеобщего преклонения перед ним. И министр запустил заезженную пластинку решения еврейского вопроса. Чем это окончилось и как ещё одна попытка уничтожения еврейского народа провалилась, или точнее оказалась в подвешенном состояние, вы можете более подробно узнать из свитка Эстер, который будет публично зачитываться в Пурим во всех Синагогах.
Я же хочу обратить ваше внимание на одно предложение из этого свитка. Написано в свитке Эстер: “Дни эти вспоминаются и происходят в каждом поколении, в каждой семье, в каждом государстве, в каждом городе; и дни Пурима не будут проходить у евреев, и память о них не сотрётся у их потомков”. Любопытно, что первая часть этого предложения записана в настоящем времени, что подчёркивает универсальность этих слов. Пурим, как и другие еврейские праздники, не является отмечанием событий, произошедших давным-давно. Пурим - это переживание событий, происходивших с евреями много столетий назад, нами и в наше время.
Окинув взглядом еврейскую историю, вы увидите сами, как я уже отметил, что это не хронологическая прямая, а спираль, где на каждом витке повторяются те же события, лишь декорации изменяются в соответствии с эпохой.
Так и стёрлась грань между плохим и хорошим, не известно - кто за кого, где чёрное и где белое. Но одно условие остаётся неизменным – евреи и еврейское государство являются разменной монетой в этом переполохе.
Опять судьба Израиля и евреев висит на волоске. Как и раньше, Израиль мозолит глаза всем вокруг, мешая своим существованием разделить планету между сильными мира.
Интересно отметить, что, являясь страной, находящейся в самой опасной ситуации при начале войны с Ираком, Израиль наиболее рьяно поддерживал её начало. Не думаю, что такой энтузиазм вызван чрезмерным экстремизмом евреев и еврейского государства. Что бы понять такое странное отношение к явной опасности, нужно опять обратиться к свитку Эстер. Свиток Эстер, описывающий события Пурима, рассказывает о чуде, благодаря которому еврейский народ спасся в древнем Вавилоне. Многие, знакомые с историей Пурима, сразу же меня поправят – в книге Эстер не описывается никакое чудо. Да, действительно ни о каком чуде в нашем понимании этого слова в свитке Эстер не упоминается. Не расступились небеса и не заполыхал страшный огонь, сжигающий всех нечестивцев. Так же не разверзлась земля, пожирая врагов еврейского народа. Нет, ничего противоестественного не произошло.
Произошла лишь одна странная вещь – вместо запланированного народного гнева, плавно переходящего в погромы, евреи, получив право защищаться, решили, что лучшая защита – нападение, и разгромили черносотенцев, Хамас, ООП, общество «Память», Хизбалу, Ев. Секцию и т. д. своего времени.
Одна из основных заповедей Пурима – хорошо выпить и от души повеселиться. Слово Пурим на иврите является однокоренным со словом Кипур. Так называется судный день – Йом Кипур, следующий за еврейским Новым Годом. Йом Кипур можно так же перевести – день как Пурим. Из этого можно сделать вывод, что то, чего мы можем добиться постом и молитвами в Судный день – это только подобие того, чего мы можем добиться весельем в Пурим.
Веселого Пурима! До встречи!